МААМ-картинки

Опыт работы «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей»

Наталья Крюкова
Опыт работы «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Начать свое выступление я хотела бы со слов Е. И. Тихеевой: "Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами".

Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не случайно считается, что речь человека – это его визитная карточка, а речь педагога – это его лицо. Педагог, грамотно владеющий речью и правильно использующий методы и приемы развития речи дошкольников, в настоящее время – редкость. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.

Публикация «Опыт работы „Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей“» размещена в разделах

Сегодня я хочу рассказать вам об инновационных технологиях в развитии речи детей дошкольного возраста и то, как я использую их в своей практике.

К ним относятся:

1. Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.

В своей практике я использую следующие игры «Поезд», «Игры с фонариком», «Звуковое домино», «Улитка», «Домики», «Цепочка слов», «Ромашки»

2. Проектная деятельность.

Рекомендуется проводить с дошкольниками монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных областей программы.

Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие: «Со словами поиграем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два – словечко» (формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову, «Путешествие в Читалию» (формировать интерес и потребность детей в чтении художественной литературы, «Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей, «Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении, «Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).

В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций :

«Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов для детей средней группы : «Зачем людям транспорт?», "Почему идет дождь?" и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Мир растений», «Добрые слова в день рождения», «Как открыть книжный гипермаркет?», «Жалобная книга природы».

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.

Например, при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе группы берут интервью у работников детского сада, узнают особенности их профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учетом этого готовят поздравления и подарки.

Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы : альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т. д.

3. Технология портфолио.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.

Основные разделы портфолио дошкольника могут быть следующие: «Я расту» (антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни); «Моя семья» (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии); «Почитай-ка» (список любимых книг ребенка, рисунки по художественным произведениям); «Мои фантазии»

(выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы); «Расскажу я вам стихи» – раздел, в котором записываются названия выученных ребенком стихотворений; «Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях); «Умелые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ); «Награда для героя» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях); «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)» (в разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи детских стихотворений и др.); «Скоро в школу» (фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.

4. Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.

В своей работе я использую игру «Что делать если…» (выключили свет)

5. Здоровьесберегающие технологии.

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- су –Джок –терапия;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

6. Технология ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Игра «Ответ на лбу», цель– угадать предмет по описанию товарищей.

7. Мнемотехника.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют : для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

8. Еще одна техника - «Друдлы».

Эта техника позволяет развивать мышление, воображение, фантазию, итог работы – коллективный просмотр и обсуждение рисунков – развивает речь детей.

Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления!

9. Технология «Скрайбинг»– процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.

Скрайбинг «рисовательный» - рука взрослого рисует на листе картинки, пиктограммы, схемы, диаграммы параллельно с текстом.

Скрайбинг «аппликационный» - на лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

Скрайбинг «магнитный» - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Скрайбинг «фланелеграфный» - хорошо подходит для "экранизации" сказок и других историй для детей.

Можно заучивать стихи с помощью скрайбинга.

Мишка лапти надевал,

Надевал и горевал:

- Здесь один, а где второй?

Правый лапоть мой с дырой

Заглянул медведь под стол

И пропажу там нашел.

Стало лаптя 2 опять,

Можно по лесу гулять.

Таким образом, использование скрайбинга существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

10. Технология «Кластер»

Кластер – (скопление, гроздь, пучок, совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

• является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации

развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)

• помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы

• вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме

развивает такое качество личности, как коммуникабельность

и делать умозаключения.

11. Технология синквейна.

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна:

первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложения.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать

три или пять слов, а в пятой строке — два слова.

Возможны варианты использования и других частей речи.

Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном

возрасте!

Пример синквейна

1. Ежик

2. Серый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

12. LEGO-технология.

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

В процессе занятий по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразованиедобавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.

При пересказе очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

13. Карты Проппа. Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа их 31. Но разумеется не каждая сказка содержит их в полном объёме. Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так называемые «подготовительные игры», в которых дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,

• На чём можно отправиться за тридевять земель? – ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, на сером волке;

• Что помогает указать дорогу? – колечко, пёрышко, клубок;

• Вспомните помощников, помогающих выполнить любое указание сказочного героя – молодцы из ларца, двое из сумы, джин из бутылки;

• Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? – волшебные слова, волшебная палочка.

Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.

Анализ сказки «Курочка Ряба» с картами Проппа.

Как обычно начинаем анализ сказки с "жили-были", осознавая сказочное пространство. В нё м обретаются персонажи: дед, баба, курочка Ряба. Сразу представляется деревенька, покосившаяся избушка, лежащие на печи бабка с дедом и курица, сидящая на гнезде.

Дальше в сказочном пространстве случается нечто неординарное: курочка Ряба особое яичко снесла. Золотое. Это особое обстоятельство в системе карт-функций Проппа.

Третий элемент сказки – запрет. Запрет в "Курочке Рябе" не проговаривается, но подразумевается (по нашему мнению). Золотое яичко – вещь дорогая. Её полагается хранить или продать, а на вырученные деньги купить много другой еды. Чтобы надолго хватило.

Но баба с дедом негласный запрет нарушили. Старый, как малый, собой руководить разучился. Захотели старики есть и попытались яичко разбить. Долго им это не удавалось. Решили дед с бабой отдохнуть. А яичко на столе, наверно, оставили (история умалчивает).

Тут появляется вредитель и совершает ненамеренное (в данном случае) вредительство: мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось. Какая реакция на вредительство? Плачут. Кругом убыток: и не продали яйцо, и не съели.

Ликвидация беды. Курочка Ряба жалеет, успокаивает стариков, обещая делу помочь, снести яичко другое: не золотое – простое.

Какова здесь мораль? Вариант взрослых: "Раз уж удача привалила, подумай не торопясь, как её лучше использовать". У семилетнего Ильи вывод другой: "Когда мама и папа станут старенькие, дети должны их кормить и заботиться, чтобы у них всегда продукты были".

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Опыт работы «Вернисаж инновационных методов привлечения к чтению» 1С декабря 2014 года наш детский сад реализует региональный проект «PROчтение». И вот уже почти три года мы работаем по составленному плану,.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения Соснова Галина Константиновна, МБОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида», воспитатель высшей квалификационной категории. [i]Актуальность. [/i].

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звук [Ы]» Дорогие друзья и коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию. Это открытое занятие я показывала недавно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей»
Опубликовано: 30 августа 2020 в 17:35
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Крюкова (УИ 2188907) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД