Татьяна Руднева
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной деятельности дошкольников для детей средней группы»
Пояснительная записка
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Социализация. Конспекты занятий
- Темочки
Актуальность
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
В нашей стране компьютеры используются в образовании уже очень давно.
В то же время, использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. Обусловлено это тем, что в настоящее время в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы и методики. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности не только педагогов, но и родителей. И наша задача заключается в создании системы и методики использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью. Данные критерии составляют новизну опыта, основная идея которого гармонично соединить новые технологии с традиционными средствами обучения. Актуальность и перспективность опыта очевидна, ведь использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлено в первую очередь социальной потребностью общества, передовыми направлениями обучения и воспитания, поэтому, нужно как можно чаще внедрять ИКТ именно в воспитательно - образовательную деятельность дошкольников.
Цель: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Задачи:
разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;
повышение познавательной мотивации воспитанников;
обогащение кругозора и словарного запаса;
развитие пространственного мышления;
ускорение усвоения ребёнком подаваемого материала;
создание положительного эмоционального настроя.
Специфика
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).
Новизна
ИКТ технологии - это новый способ получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир. Новизна заключается в использовании презентаций для детей, нацеленных на активизацию и развитие познавательных, речевых способностей дошкольников. Создание презентаций для родителей. Создание видеороликов для детей, родителей, которые рассказывают о достижениях детей в группе и в детском саду.
Организация работы деятельности :
Технология рассчитана на 1 год обучения;
Возраст детей участвующих в реализации данной технологии 4-5 лет;
Проводится один раз в неделю (Непрерывная продолжительность работы с компьютером не должна превышать 10 мин. Непрерывная длительность просмотра телепередач и фильмов — не более 20 мин.).
Основные формы использования ИКТ :
в непосредственной образовательной деятельности воспитанников;
в организации совместной развивающей деятельности педагога и детей;
в реализации проектов, кружковой работе;
в проведении досугов и развлечений;
для организации работы с родителями воспитанников.
Формы организации деятельности :
групповая,
индивидуальная
Ожидаемый результат:
Повышение познавательного интереса детей в ходе воспитательно-образовательной работы;
Обогащение кругозора и словарного запаса детей;
Усвоение сложного для понимания материала, благодаря качественным характеристикам наглядности и более обогащенного материала;
Активизация мыслительного процесса через использование ИКТ.
Сентябрь.
1 –неделя. Презентация «Осень» (Познавательное).
Цель: закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях; замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
2-неделя. Прослушивании песни «Дождик» (муз. М. Красева, сл. Н. Френкель). Цель: формировать интерес к прослушиванию песни, желание слушать ее, формировать умение высказывать свои впечатления о прослушанном.
3-неделя. Презентация «Лекарственные растения» (Уроки природолюбия).
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.
4 –неделя. Презентация «Правила дородного движения с Элтиком» (ПДД)
Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.
Октябрь.
1-неделя. Дидактические игры «Найди лишний предмет», «Найди различия» (КГН).
Цель: Формировать навыки здорового образа жизни. Закрепление навыков в умывании. Знакомство с предметами туалета и их назначением. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными.
3 –неделя. Презентация «Домашние животные» (Познавательное).
Цель: формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.
4-неделя. Презентация «Животный мир леса». (Познавательное).
Цель: формирование, расширение и обобщение знаний детей о диких животных.
5- неделя. Презентация «Небо, звезды» (Познавательно-исследовательская деятельность). Цель: дать детям элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.
Ноябрь.
1 - неделя. Презентация «Правила дорожного движения для детей 4-5 лет» (ПДД).
Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.
2–неделя. Слушаем музыку из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского Цель: приобщение к музыкальному искусству, формировать желание слушать и воспринимать музыку, уметь выразить свои чувства, отношение к прослушанному.
3 –неделя. Презентация «Зимние загадки»
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса,
4-неделя. Презентация «Зима» (Познавательное).
Цель: познакомить детей с зимними явлениями в природе; формировать представления детей о признаках зимы; воспитывать умение видеть красоту зимней природы
Декабрь.
1-неделя. Презентация «Вода» (Познавательно-исследовательская деятельность). Цель: расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях.
2 –неделя. Просмотр слайд – шоу «Город – Белово», «Наш край» Цель: расширять и закреплять знания детей о родном городе, родном крае его истории и достопримечательностях. Воспитывать патриотические чувства, формировать чувства привязанности и любви к своему родному краю, чувство гордости.
3–неделя. Просмотр мультфильма «Незнайка» (Основы финансовой грамотности). Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
4-неделя. Презентация «Спички, детям не игрушки!» (ОБЖ).
Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; закрепить знания об опасных предметах, которые способны вызвать пожар.
Январь.
1-неделя. Дидактическая игра презентация «Время суток» Цель: помочь детям в осознании зависимости между временными эталонами, формировать умение связно рассказывать о развитии предложенной ситуации, используя слова «сначала», «потом», «после того как»; закрепить умение правильно употреблять глаголы прошедшего времени.
2-неделя. Презентация «Старинные монеты и купюры» (Основы финансовой грамотности). Цель: познакомить с историей денежных единиц России и выяснить, когда и как менялись ли денежные знаки за последние 100 лет?
3 –неделя. Презентация «Природа Арктики» (Познавательное).
Цель: формировать понятие “Арктика”; познакомить с растениями и животными Арктики.
Февраль.
1-неделя. Презентация по здоровому образу жизни «Здоровая еда» Цель: развивать представления детей о значении правильного питания для здоровья человека. Активизировать словарь по теме.
2-неделя. Интерактивные занимательные задания «Выбери ответ». Тема: «Предметы, созданные природой и человеком». Цель: выявить уровень освоения материала по теме «Профессии»
3–неделя. Презентация «Безопасность на природе!» (ОБЖ).
Цель: формирования основ безопасности жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания.
4-неделя. Прослушивание аудиосказки «Девочка Снегурочка» В. Даль.
Цель: формировать умение слушать текст сказки без опоры на картинки, следить за интонацией чтеца, воспитывать желание дослушать произведение до конца, не отвлекаться.
Март.
1-неделя. Прослушивание песен «Мама – первое слова», «Мама дорогая», «У меня есть бабушка» Цель: воспитывать умение слушать музыкальные произведения. Просмотр м/ф «Мама для мамонтенка».
2-неделя. Дидактическая интерактивная игра «Пешеход на дороге» (ПДД). Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения; познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках улицы.
3-неделя. Презентация «Морские обитатели». Цель: формировать знания о морских обитателях
4-неделя. Презентация «Птицы, прилетающие весной» (Уроки природолюбия). Цель: привлечь внимание детей к дикой природе, в особенности к мигрирующим птицам, вестниками «Живой весны».
Апрель
1-неделя. Дидактическая игра – презентация «Цветы». Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
2-неделя. Презентация «Почему на Луне не живет люди» (Совместная деятельность педагога и детей) Цель: создать условия для формирования познавательных способностей детей.
3–неделя. Презентация «Ветер» (Познавательно-исследовательская деятельность). Цель: дать представление о том, что же такое ветер, о его значении в жизни человека.
4-неделя. Презентация «Семейный бюджет» (Основы финансовой грамотности). Цель: ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доход», «расход»; развивать интерес к экономической сфере.
5–неделя. Презентация «Насекомые» (Познавательное).
Цель: формирование представлений о насекомых; обобщить представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера, природных и построенных человеком жилищах).
Май
1-неделя. Прослушивание аудизаписи рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату». Цель: воспитывать умение слушать произведение без опоры на картинки, воспринимать его, уметь отвечать на вопросы по содержанию. Формировать представление о героизме солдат – защитников нашей Родины!
2-неделя. Просмотр м/ф по сказке В. Сутеева «Под грибом». Цель: познакомить с содержанием современной сказки; учить воспринимать на слух небольшую сказку
3–неделя. Презентация «Животный и растительный мир луга» (Урок природолюбия). Цель: формировать представление о том, кто живет на лугу; связи между живой и неживой природой.
4-неделя. Презентация «Лето» (Познавательное).
Цель: расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
Список использованной литературы
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии : учебно-методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2000.
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
6. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997.