жанна мартинкевич
«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога специальной группы для детей с ТНР»
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время в Республике Беларусь идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса.
Публикация «„Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога специальной группы для детей с ТНР“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
ИКТ затрагивают все сферы жизни человечества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».
Использование ИКТ и электронных средств обучения (далее ЭСО) при реализации образовательных программ специального образования позволяет:
Совершенствовать методы и технологии отбора и формирования содержания образования;
Вводить и развивать новые специализированные предметные области, учебные предметы, направления коррекционных занятий, связанные с информатикой и информационными технологиями;
Повышать эффективность обучения за счёт его большей индивидуализации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
Организовывать новые формы взаимодействия в процессе обучения;
Изменять содержание и характер деятельности обучающего и обучаемого;
Совершенствовать механизмы управления системой образования;
Снижать затраты на организацию и проведение учебных мероприятий за счёт переноса части повседневных рутинных функций с педагога на средства компьютерной поддержки обучающего процесса;
Повышать мотивацию учащихся, расширять сферы их самостоятельной деятельности;
Обеспечивать доступность в восприятии учебного материала.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Тема использования информационно – коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога – актуальна в моей повседневной практической деятельности. Почему именно она? Во-первых, мне это интересно, во-вторых, я предполагаю, что это должно понравится моим воспитанникам и положительно повлиять на процесс коррекции речевых нарушений, даёт дополнительные возможности в работе с родителями. И в–третьих, я столкнулась с нехваткой методического материала для своей работы и малыми просторами кабинета для хранения различных картин, иллюстраций, многочисленных картотек и т. д. Поэтому предполагаю использовать компьютерные технологии во всех аспектах своей практической деятельности.
ЗАДАЧИ
Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:
- Изучить сферы и формы использования ИКТ в обучении дошкольников;
- Создать медиатеку электронных образовательных ресурсов (ЭОР, применимых в работе учителя-дефектолога;
- Разработать собственные ЭОР в различных направлениях деятельности для коррекции нарушений речи;
- Внедрить инновационные методы (использование ИК технологий) во все формы деятельности учителя-дефектолога.
I ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, К ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Проанализировав нормативно – правовые документы и методические рекомендации выделила основные требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам.
• педагогические требования;
• технические требования;
• эргономические требования;
• эстетические требования.
Гигиенические требования при работе с икт
Использование ИКТ при реализации образовательных программ специального образования должно отвечать ряду санитарно – гигиенических и эргономических требований:
• необходимо обеспечить ребёнку комфортную рабочую позу : расстояние от экрана 50 – 70 см, верхняя часть экрана должна располагаться на уровне глаз или на 20 см ниже, освещение подбирается таким образом, чтобы максимально устранить отражения, блики, освещённость экрана должна быть равна освещённости помещения, использование удобной мебели (стул, высота которого может изменяться);
• осуществлять контроль за правильной посадкой ребё нка: ровная спина, ноги вместе под прямым углом (под ноги можно подставить подставку для более ровной, удобной и правильной посадки, предплечья находятся на поверхности стола, запястье не должно слишком перегибаться;
• компьютерная периферия должна соответствовать возрасту ребёнка (размер мыши, клавиатуры);
• время работы обучающихся за компьютером должно быть регламентировано: для средней группы дошкольного учреждения образования не более 10 минут в день, для старшей группы – не более 15-20 минут в день, обязательны перерывы через каждые 10 минут;
• для профилактики и снятия зрительного утомления рекомендуется выполнять упражнения для глаз после каждого этапа непрерывной работы за компьютером;
• работу с текстовыми заданиями необходимо чередовать с игровыми заданиями, в которых используются статический (картинки) и динамический (движущиеся и анимированные объекты, видеоматериал).
Работу строю с учё том принципов:
1. Принцип активности
2. Принципом научности
3. Принцип доступности
4. Принцип систематичности и последовательности
5. Принцип наглядности.
6. Принцип индивидуального обучения.
7. Принцип объективной оценки результатов деятельности.
8. Принцип воспитывающего обучения.
9. Принцип интерактивности компьютерных средств.
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР.
Компьютерные технологии использую в своей деятельности регулярно – при построении коррекционного процесса:
• непосредственно с детьми;
• в работе с родителями и педагогами;
• а также при ведении документации в специальной группе для детей с ТНР.
При ведении документационного блока: оформлении документации, разработке планов (годового, перспективного, календарного); подготовке речевых карт, подготовке документации по взаимодействию со специалистами и воспитателями дошкольного образования использую текстовый редактор Microsoft Word, а также другие программы, предлагаемые компанией Microsoft. Эта программа Microsoft Word позволяет перенести задание из «бумажного» варианта в цифровой, сохранить его в памяти компьютера, в дальнейшем осуществлять работу над документом многократно, сохранять результаты в индивидуальной папке. Тем самым облегчая труд учителя – дефектолога. Возможности программ Microsoft позволили мне найти интересный и оригинальный способ оформления конспектов занятий. Я решила создать картотеку, которой очень удобно пользоваться. Так, конспекты имеют вид буклетов. Один буклет вмещает в себя два занятия.
Так как особое место в деятельности учителя – дефектолога занимает взаимодействие с педагогами и родителями, я решила найти интересные способы оформления бумажных носителей информации с помощью программы Microsoft Power Point для повышения заинтересованности родителей, для удобства пользования. Не секрет, что с консультациями родителям, да и педагогам учреждения образования, интереснее знакомится, если они красочно оформлены и представлены в интересном формате. Для этого мной созданы материалы на актуальные темы, которые размещаются на стенде в родительском уголке. При их разработке продумываю интересный дизайн, удобную форму подачи (буклеты, брошюры, мини книги).
Для закрепления материала в домашних условиях и работы с воспитателем во второй половине дня в специальной группе для детей с ТНР, мной разработаны тетради (в электронном виде). На титульной странице в верхнем правом углу размещаю фото – портрет ребёнка. Это позволяет не читающему ребёнку узнавать свою тетрадь, а родителям быстрее её находить среди других. В тетради выделила разделы: развитие лексико-грамматических категорий; произносительная сторона речи (средняя группа); обучение грамоте (старшая группа); автоматизация звуков. В каждый раздел помещаю актуальные на данной неделе задания. Такие тетради ведутся в бумажном и электронном вариантах (при необходимости и по согласованию с родителями я высылаю им на электронную почту).
Во время проведения родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации, созданные в программе Power Point. Благодаря презентациям я имею возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал, но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и показать приёмы работы на индивидуальных занятиях, представить конкретные примеры. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несут для родителей дополнительную информацию, касающуюся индивидуальной работы, способов работы и методов. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усваивается и способствует большей мотивации законных представителей, что сказывается на результатах работы.
Хочу затронуть ещё одну тему. Помощь в общении и консультировании педагогов и родителей, используя электронную почту, через которую очень удобно поддерживать связь. В использовании электронного почтового ящика много положительных моментов:
- общение напрямую, без искажения достоверности информации через третьих лиц;
- достаточно активная переписка в любое время дня, так как современные гаджеты позволяют подключить электронный почтовый ящик к телефону, а это даёт возможность поддерживать контакт с переписчиками постоянно;
- возможность отвечать на интересующие вопросы в реальном времени;
- возможность «скидывать» ссылки на интересные сайты, сообщества, группы;
- возможность высылать дидактический материал для закрепления в домашних условиях для родителей.
Являясь активным пользователем социальных сетей из которых черпаю много полезной для профессионального роста информации, я веду свою социальную группу для родителей и специалистов. На страницах портала, я размещаю видеоуроки (только для родителей моей группы и с их письменного согласия, аудиозаписи, игры для развития речи, автоматизации звуков, обучения грамоте, консультации. Плюс социальных сетей так же в том, что в них опытные педагоги делятся интересными идеями, опытом своей работы, делятся литературными источниками.
Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагогов, несет в себе созданный сайт учреждения дошкольного образования, на котором мы размещаем не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. На нашем сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в государственном учреждении образования, обще дошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в учреждении дошкольного образования событий.
В разделе «Родителям» есть страница учителя – дефектолога. На неё я размещаю консультации для родителей, чьи дети, могут иметь нарушения в речевом развитии; и для родителей, чьи дети уже посещают группу ТНР.
Использование информационных компьютерных технологий позволяет мне вывести организацию взаимодействия педагогов и родителей на более высокий качественный уровень. При этом я не отказываюсь от традиционных форм сотрудничества, потому что только использование разнообразных методов работы позволяет эффективно решать проблему коррекции нарушений способствует разностороннему развитию личности ребенка.
В своей практической деятельности я стараюсь использовать не только традиционные виды деятельности, но и использовать компьютерные средства помощи в исправлении дефектов произношения, фонематического слуха, связной речи. Помочь в этом мне смогли компьютеризированные игры.
1) Программно-методический комплекс «Развитие речи» (авторы Аствацатуров Г. О. и Шевченко Л. Е.) Он включает в себя следующие разделы: неречевые звуки, звукоподражание; речевые звуки; развитие связной речи; интерактивный раздел.
Эта игра хорошо подходит как для индивидуальной работы, так и для подгрупповых занятий с использованием телевизора, который подсоединён HDMI кабелем к системному блоку или ноутбуку, использую так же мультимедийный проектор.
2) Следующий помощник – компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» (Логопункт. ru) Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы : "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". Очень нравится работать с блоком просодики, используя микрофон, с его помощью я могу показать наглядно ребёнку силу выдоха и формировать самоконтроль ребёнка за речевым дыханием.
3) В медиатеку своего кабинета я включила так же практический курс «Домашний логопед» (ID Company). Предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами: согласные звуки, гласные звуки, советы родителям. Использую элементы данного курса. Более всего на этапе автоматизации во фразе на индивидуальных занятиях.
Выше названные программы использую не целиком, а только элементы, творчески их перерабатываю и сочетаю с традиционной, классической методикой коррекционной работы. Более интересным для себя и своей коррекционной работы с детьми, имеющими ОПФР, я считаю синтез нескольких средств информационно – коммуникационных технологий. Для себя я нашла очень интересный и эффективный способ стимулировать детей на коррекционно – развивающих занятиях. Многие педагоги используют презентации, созданные в программе PowerPoint, но я нашла новый способ разнообразить свою творческую работу с помощью записанного на диктофон голоса, который вставляю в презентацию и прикрепляю к файлу (картинке, анимации, видеоизображению). Что это мне даёт? Мой герой одушевляется, дети начинают его воспринимать как реально существующего, а если создать проблемную ситуацию, то решают её гораздо эффективнее.
Мне интересен процесс создания разнообразных заданий, дидактических игр с помощью снятых видеоматериалов близкого окружения детей. Это даёт возможность более активно включать детей в образовательный коррекционный процесс. Особенно интересны задания, в котором главный герой попал в беду, просит помощи у ребят, а они видят все действия как в реальном мире, пытаются его спасти или помочь. В конце представления главный герой по-настоящему выходит к детям и говорит «спасибо» за помощь, или отрицательный персонаж попросит пощады и прощения.
Хотелось бы обратить внимание, что в использовании компьютерных технологий учителем - дефектологом следует тщательно соблюдать объём и время предъявления данного материала на коррекционных занятиях. Однако, логопедическое занятие не может состоять исключительно из предъявления компьютерных средств, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и органично дополнять их. Следует также помнить об охранительном, здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании на занятиях компьютера.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно отметить, что использование средств ИКТ в дефектологической практике, дало положительную динамику в процессе коррекционной работы в условиях специальной группы для детей с ТНР :
- применение средств ИКТ при изложении, закреплении материала занятия способствовало его лучшему усвоению, т. к., занятия становятся более увлекательными, повышается интерес к ним со стороны детей;
- компьютеризированные средства позволили сформировать у воспитанников целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: «слышу – вижу – запоминаю»;
- средства информационно-коммуникационных технологий при их использовании на занятиях позволили поддерживать внимание детей в течение длительного периода времени, что является важным при изложении трудного для восприятия и требующего глубокого осмысления материала;
- демонстрация на экране наглядной информации, использование для иллюстрации видеоизображений, анимационных роликов с аудио сопровождением также повысили эффективность коррекционных занятий за счет облегчения процесса восприятия, повышения интереса к деятельности;
- внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и коррекции нарушений речи дошкольников позволили усовершенствовать формы организации и методы обучения;.
- Замечено, что применение педагогических (коррекционных) технологий, основанных на средствах информатизации и коммуникации, а также использование программных (игровых) комплексов нового поколения способствует развитию интеллектуальных способностей воспитанников, активизации самостоятельной работы и инициативности;
- использование виртуальности средств ИКТ предоставляет возможность демонстрации смоделированных процессов или событий, которые не могут быть представлены реально ( Например: при развитии речи);
- информационно-коммуникационных технологии дают возможность использования электронных (компьютеризированных) материалов, как в деятельности в учреждении, так и в домашних условиях.
- облегчают и качественно улучшают взаимодействие с родителями: оказывают помощь в повышении дефектологической грамотности родителей воспитанников специальной группы для детей с ТНР; законные представители воспитанников охотнее откликаются на рекомендации специалиста по закреплению умений детей, полученных на коррекционно – развивающих занятиях; чаще обращаются за получением консультаций к учителю – дефектологу по преодолению речевых нарушений у несовершеннолетних воспитанников дошкольного учреждения.