Дутченко Наталья Анатольевна
Использование инфографики в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование инфографики в работе с детьми дошкольного возраста».
Подготовила:
Дутченко Н. А.
Воспитатель 1 категории
МБДОУ д/с № 36
г. Таганрог
2021 г.
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К. Д.
3 слайд
Инфографика в ДОУ - новый тренд в мнемотехнике.
Цель инфографики - совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, символами, а также передача данных в кратком и необычном виде.
Публикация «Использование инфографики в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Принципы создания инфографики : наглядность, актуальность, лаконичность, образность, последовательность и, конечно, эстетичность.
Самая востребованная техника инфографики в детском саду - мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. На своих занятиях, я использовала мнемосхемы, где каждый ребенок мог воспроизвести полученную информацию. Где схемы служили зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
4 слайд
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
5 слайд
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
6 слайд
Мнемотехника помогает развивать все стороны речи:
- внимание;
- усидчивость;
- интерес к обучению;
- воображение;
- зрительную и слуховую память;
- развивает кругозор;
- логическое мышление;
- мелкую моторику
7 – 8 слайды
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использовала для :
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов.
Особенно эффективны были мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывали картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывали схематически. После этого дети по памяти, могли использовать графическое изображение, что позволяло им воспроизводить стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагала готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
9 слайд
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начинала свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перешла к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
10 слайд
Мнемоквадрат - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение
Мнемодорожка – это ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.
11 слайд
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст.
12 слайд
Последовательность работы с мнемотаблицами строится в три этапа:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
13 -19 слайды
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. В своей работе я использую следующие мнемотаблицы: (перечисляю)
20 - слайд
Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Мнемотехника многофункциональна.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой нужно использовала речевые игры, настольно-печатных игр, что помогает детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
21 – 28 слайды
Где можно использовать инфографику?
1. В работе с детьми. Во время ознакомления с новым материалом или закрепления знаний; для организации работы в парах, мини-группах, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности. Для представления результатов исследовательской или проектной деятельности.
2. В работе с родителями. Информационные стенды станут намного интереснее, если они будут наполнены инфографикой. Ведь наша задача донести до родителей определенную информацию в простой, доступной форме. Яркие картинки, заменяющие текст, облегчают восприятие и усвоение информации.
3. Для представления личного педагогического опыта.