Ольга Ромайкина
Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, который свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации деятельности детей.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Также в современных условиях при широком внедрении новых информационно- коммуникативных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка- дошкольника. А ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие.
Речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.
В таких условиях к нам в помощь и приходит использование информационных коммуникативных технологий.
К набору существенных преимуществ использования ИКТ в обучении перед традиционными занятиями, необходимо отнести следующее: применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление, тем самым повышая мотивацию детей к обучению, обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. Это очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Информация передается привлекательной и по-настоящему современной.
Я в своей работе очень часто использую технические средства на базе ИКТ, а именно:
· Компьютер
· Мультимедийный проектор
· Принтер
· Цифровой аппарат
· Телефон с парототипной колонкой
При использовании ИКТ в своей работе я придерживаюсь норм СанПиНа, согласно которым соотношение расстояния проектора от экрана должно быть не менее 2 метров, а расстояние зрителей первого ряда от экрана не менее 1.2 метра. Я всегда слежу за осанкой детей. Во время занятия провожу подвижные игры и физминутки. После занятия стараюсь проводить гимнастику для глаз.
В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую следующие варианты:
Для развитие фонематического слуха я использую картинки на заданный звук, которые вывожу на экран и упражнения «Угадай местоположение звука» «Угадай, какой звук заблудился». «Звуки дома или улице», «Инструменты» и самое любимое упражнение: «Цепочка». На мониторе представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько. Я предлагаю выделить последний звук в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот звук.
Для правильного произношения звуков в начале занятия провожу артикуляционную гимнастику, она представляет собой комплекс упражнений, которые готовят речевой аппарат ребенка к правильному произношению. В интернете можно найти множество готовых видео с правильным выполнением артикуляционных упражнений, которые я успешно использую на занятиях. Артикуляционная гимнастика очень часто сочетается с дыхательными упражнениями. На телефоне я включаю запись с неречевыми звуками, которые дети повторяют («Дует сильный- слабый ветер», «змея шипит близко или далеко», «свистит свисток»)
Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Презентации я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом. Я считаю, что использование в занятиях по развитию речи мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.
Для создания проблемных ситуаций в презентацию помещаю изображение героя, которому нужна помощь, и предлагаю детям помочь ему- выполнить задания. Иногда озвучиваю самого героя с помощью диктофона.
Для создания презентации по формированию лексико - грамматических средств языка, используются картинки для развития мышления и речи дошкольников. Рассмотрев картинку, дети отвечают на вопросы по содержанию данной картинки. Таким образом, они анализируют и рассуждают. Отвечая на некоторые вопросы, поставленные воспитателем, ребёнок может фантазировать, сочинять. При составлении описательных рассказов использую опорные картинки, которые вывожу на экран. Последовательно меняющиеся иллюстрации или мнемо - схемы служат наглядным планом для пересказа сказок, рассказов. Очень удобно использовать электронный вариант как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов. Также использую различные игры для развития связной речи. Такие как: «Расскажи сказку» «Узнай сказку». На экране появляется фрагмент из сказки, а дети должны отгадать, что это за сказка и воспроизвести (обыграть) небольшой фрагмент из данной сказки.
Очень часто использую готовые аудио, видео записи и записи на «диктофон». Я включаю детям телефон или нетбук с записью текстов сказок, рассказов, либо вывожу на экран короткометражную сказку- мультфильм. Для этого я чаше всего использую интернет – ресурс «Чудо –Юдо». «Чудо -Юдо» не только раскрывает перед ребенком удивительный мир сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Заячья избушка», Снежная королева» и др., но и предоставляет широкие возможности для запоминания её содержания. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране, и они с большим желанием отвечают на вопросы по содержанию литературного произведения.
Часто использую интерактивные игры или упражнения с данного интернет ресурса. В интерактивной игре «Рифмовочки» дети упражняются в подборе слов, сходных по звучанию. На доске по кругу расположены картинки с изображением слов, сходных по звучанию. В центре - рулетка. Ребенку предлагается ее запустить, кликнув по ней мышкой. И к слову напротив, у которого она остановилась, подобрать рифму.
Или я предлагаю детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шорох листьев, лай собаки, мяуканье кошки, стук дверью, свист в свисток, щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих и т. д.) и, если они ответили правильно, на экране появляется картинка, а если ответили неправильно, экран загорается красным цветом.
Также использую упражнение «Кто в домике живет?» Его цель упражнять в объяснении значения слов. (музей, подснежник, ливень, ложь, соревнование, бассейн, телогрейка, дворец). Детям предлагается выйти к доске, открыть любое окошко-шторку, прочитать слово, которое им досталось и объяснить его значение («музей - это место, где собраны картины и туда приходят люди, чтобы на них посмотреть» и т. д.)
Средства ИКТ использую в процессе взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей; выкладываю на сайт полезную информацию, на родительских собраниях знакомлю родителей с методами и приемами развития речи с помощью презентаций и видеозанятий.
Использование ИКТ позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала. И позволяет проводить занятия: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне