попова надежда
Использование ИКТ в деятельности педагогов ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование ИКТ в деятельности педагогов ДОО"
Аннотация: В статье рассматриваются способы применения ИКТ в образовательно-воспитательной работе педагогов. Освещается актуальность внедрения информационных технологий в современное дошкольное образование. Автор рассказывает о преимуществах ИКТ по сравнению с традиционными формами обучения.
Ключевые слова: ИКТ, познавательный интерес, технологии.
Публикация «Использование ИКТ в деятельности педагогов ДОО» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Современный воспитательный процесс в детском саду уже сложно представить без применения информационно-коммуникационных технологий. Они повышают познавательный интерес дошкольников, стимулируют их умственную деятельность и увеличивают эффективность образовательного процесса.
Что же такое ИКТ?
Информационно-коммуникационные технологии – это все образовательные методики, в основе которых лежит использование технических средств (ПК, мультимедиа, применяемых для достижения определенных педагогических целей.
ИКТ позволяет:
- преподносить детям новую информацию в привычной для них игровой форме;
- активировать внимание мультипликацией, звуками, движениями;
- сделать занятия ярче, интереснее и динамичнее;
- поощрять детей в решении сложных задач и помогать в преодолении трудностей;
- развивать творческие способности, память, воображение, навыки и таланты.
Можно выделить три области применения ИКТ в педагогической деятельности воспитателей :
1. Ведение документации.
Наличие компьютера в работе позволяет легче оформлять отчеты, подбирать иллюстративные и дополнительные материалы, создавать презентации, сценарии праздников и т. д. Также, использование ИКТ играет важную роль в подготовке педагогов к аттестации.
2. Воспитательно-образовательный процесс.
У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. С использованием ИКТ намного проще и быстрее реализовать принцип наглядности. А интернет-ресурсы делают процесс обучения емким, увлекательным и более комфортным для восприятия.
Работа детей с ПК и мультимедиа вызывает неподдельный живой интерес. Сначала в качестве игрового средства, а затем и как учебного.
3. Методическая работа, повышение квалификации.
В современном мире сетевые электронные ресурсы – наиболее удобный и быстрый способ делиться новыми образовательными идеями и опытом независимо от места проживания педагогов и методистов. ИКТ могут быть использованы для подготовки к занятиям, для изучения нового материала, при подборе наглядных пособий. А дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбирать нужные направления без отрыва от основной работы.
В чем же преимущества информационно-коммуникационных технологий по сравнению с традиционными формами обучения?
Во-первых, принцип наглядности от использования ИКТ помогает быстрее запоминать материал, улучшает внимание и стимулирует детскую активность.
Во-вторых, слайд-шоу и познавательные видеоролики позволяют объяснить явления окружающего мира, которые в реальности наблюдать сложно (вращение планет вокруг солнца, рост дерева, развитие насекомых и др.). А также смоделировать ситуации не из повседневной жизни (запуск космической ракеты, необычные природные явления и т. д.).
В-третьих, использование информационных технологий побуждают детей к самостоятельной исследовательской деятельности, они становятся более уверенными в своих силах и способностях.
Выделяют два вида занятий с применением ИКТ:
1. Использование мультимедийной поддержки.
Для этого понадобится ноутбук или компьютер, проектор, колонки и экран. Мультимедийные презентации позволяют донести материал детям в яркой, образной форме. Такие занятия улучшают восприятие и память, повышают внимание и положительно влияют на психическое развитие воспитанников.
Плюсы слайдовых презентаций для образовательного процесса:
- стимулируют работу органов зрения ребенка;
- предоставляют возможность демонстрации объектов в многократно увеличенном виде;
- аудио-, видео- и анимационные эффекты в одной презентации компенсируют недостаток материала, предоставленного в учебной литературе;
- предоставляют возможность использования слайд-фильмов для распечатки в крупном формате и дальнейшее их использование в качестве раздаточного материала.
Интерактивные доски позволяют моделировать различные ситуации и среды, организовывать виртуальные путешествия и проводить интегрированные занятия. С помощью игровых компонентов, включенных в мультимедийные средства, активизируется познавательная деятельность детей и растет скорость усвоения новой информации.
2. Использование компьютерной поддержки.
Для таких занятий потребуется несколько планшетов или компьютеров, чтобы каждый ребенок смог заниматься сам. Дети выполняют предложенные задания с удовольствием. Яркий экран, анимационные изображения делают процесс обучения интересным и увлекательным.
К сожалению, сегодня недостаточно много компьютерных программ, предназначенных для дошкольников. Выделяют несколько требований, которые предъявляются к развивающим детским программам:
- несложный уровень заданий, чтобы ребенок смог справиться самостоятельно;
- программы должны способствовать исследовательской деятельности;
- соответствовать возрасту;
- развивать навыки и стимулировать новые способности;
- задания должны быть увлекательными и оформленными на высоком техническом уровне.
Сегодня в некоторых садах уже есть компьютерные классы, но проблема в отсутствии единой методики ИКТ в образовательном процессе. Кроме того, не хватает систематизации компьютерных занятий для дошкольников и единых к ним методических требований. Воспитателям приходится самостоятельно изучать этот вопрос, чтобы реализовать его максимально эффективно в своей педагогической деятельности.
Не стоит забывать и о том, что использование ИКТ не должно вредить здоровью детей. Для ребят возрастом 5-7 лет работать с компьютером допускается не более 15 минут в день, до 4 раз в неделю.
Таким образом, использование ИКТ в дошкольном образовании помогают расширить творческие возможности педагога и свести к минимуму рутинную ручную работу. Также они позитивно влияют на всестороннее развитие воспитанников, повышают их мотивацию на получение новых знаний и создают благоприятный эмоциональный фон в образовательно-воспитательном процессе.
Список использованной литературы
1. Калинина Т. В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М. : ТЦ «Сфера», 2008.
2. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
3. Использование ИКТ для организации деятельности педагога : опыт, проблемы, перспективы.
URL : https://urok.1sept.ru/articles/649942 (дата обращения 09.09.2022)