Нечепуренко Ольга Анатольевна
Использование игровых технологий в практической деятельности учителя-логопеда
“Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В. А. Сухомлинский.
В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в поиске наиболее эффективного пути обучения.
Публикация «Использование игровых технологий в практической деятельности учителя-логопеда» размещена в разделах
Одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста. Использование в коррекционной работе современных технологий, разнообразных нетрадиционных методов и приемов оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, усидчивости, моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса, а также предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Что такое педагогическая технология? (технос – искусство, мастерство, логос – учение).
В толковом словаре дано определение: «Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».
Б. Т. Лихачев дал свое определение: «Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса, путем внедрения игровых технологий.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которая может быть обоснована, выделена в явном или косвенном виде и охарактеризована учебно-познавательной направленностью.
Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
Игра – ведущая деятельность дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры при сохранении в ней непосредственности детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
На логопедических занятиях используются : дидактические игры,
которые организуются педагогом и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Это игры с предметами, настольно-печатные, словесные. Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.
А также игры с движениями, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации.
Задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Особую роль в логопедической деятельности занимают коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.
Дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи и не стремится от него избавиться. Процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку нужно бесконечное количество раз повторять артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, а значит, занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться.
Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.
Применение конкретной игры определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:
- выразительность проведения игр;
- необходимость включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- простота, доступность, ёмкость и наглядность;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.
Игры и пособия, используемые логопедом, должны:
- регулировать психоэмоциональное состояние детей;
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- преодолевать барьер в общении;
- создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
-создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьму основные направления, обусловленные речевыми нарушениями у детей.
Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.
Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики - формирует умение плавно переключения с одного артикуляционного движения на другое, развивает координации движений кистей и пальцев рук, развивает память, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, межполушарную взаимосвязь, формирует умение действовать по словесным инструкциям.
«Бегемотик»
Широко открыли ротик-
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот-
Отдыхает «бегемот». и т. д.
Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы : «Подуй на горячий чай»; «Аэробол» потоком воздуха нужно удержать шарик наверху; «Забей гол в ворота» дуем на ватный шарик, загоняя его в «ворота»; «Ветряная мельница» дуем на флюгер; «Снегопад» сдувание ватных шариков, бумажных снежинок; «Послушный ветерок» дуем на ватный шарик, сдувая его с ладони, на карандаш, катая его по столу; «Фокус» сдуваем ватный шарик с кончика носа, формируя направление воздушной струи; интерактивные игры: «Снежинки», «Кот и сосиска».
Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы:
- игровой самомассаж с использованием массажера «Су-Джок»;
- массаж мячиками «Ежик», сосновыми шишками, грецкими орехами – перекладывая их с помощью пальцев одной ладони, шестигранными карандашами;
«Карандаш»
Карандаш в руке катаю.
Между пальцами кручу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
- игры с пружинным кольцом – надеваем попеременно пружинное кольцо на каждый пальчик и прокатываем от кончика пальца к основанию и обратно с одновременным проговариванием стихотворного текста:
Мальчик-пальчик, где ты был
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением;
- пальчиковые шаги;
- нанизывание бусинок;
- пальчиковые игры со счетными палочками;
Выкладывание фигуры из счетных палочек по образцу, по представлению.
- шнуровки;
- кистевой эспандер:
«Силачи» - зажимание эспандера в ладони (правая, левая рука попеременно).
«Попробуй - поломай» - перегибание эспандера в противоположные стороны одновременно, держа эспандер перед собой обеими руками.
«Колесо» - прокатывание эспандера между ладоней или по горизонтальной поверхности. Между ладоней катаем эспандер в горизонтальной, вертикальной плоскости попеременно.
«Карусель» - кончиками пальцев крутим эспандер по направлению от себя (быстрые, точечные прикосновения с одновременным продвижением).
- волшебные прищепки:
«Клювики» - открывание – закрывание прищепки двумя пальчиками одновременно, меняя пальчики - большой палец и поочередно указательный, средний, безымянный, мизинец.
«С ветки ягоды снимаю и в лукошко собираю» - открывание прищепки двумя пальчиками и надевание на пальчик противоположной руки (где расположена ногтевая пластина). Обе руки попеременно.
Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.
Занятия по автоматизации и дифференциации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов : «Заведи мотор»; «Ловушка» катаем и ловим шарик конусами с одновременным проговариванием речевого материала; «Прыжки на мяче» с проговариванием отрабатываемого звука в слогах; «Домино»; «Сосчитай от 1 до 10» со словом или словосочетанием содержащим автоматизируемый звук; «Цепочка слов» запоминаем и выкладываем картинки с автоматизируемым звуком обратной стороной, а слово-название закрываем камешками Марблс, нужно запомнить цепочку слов, в конце игры проверяем свой ответ перевернув картинку; «Тук-топ-хлоп» автоматизация звука в слогах с одновременным выполнением движений изображенных на карточке (ышт-ушт-ашт); «Беговые дорожки» дифференциация звуков в слогах, словах; «Четвертый лишний» из слов с заданным звуком; «Засели домик» выкладываем картинки с соответствующим автоматизируемым звуком на букву-шаблон; интерактивные игры «Таинственная картина», «Аленький цветочек», «На все голоса», «Ловкая Л» и многие другие.
Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как : «Угадай, кто голос подает?» с помощью интерактивного телефона; «Послушай тишину»; «Улитка» определяем позицию звука в слове; «Вагончики» слоговой анализ слов; «Я различаю звуки» (квазиомонимы) развитие умения различать слова, отличающиеся одним согласным звуком. Называются пары слов, ребенок должен найти на игровом поле эту пару картинок и закрыть ее карточками одного цвета (лама-рама, шина-тина); «Лишний слог» умение находить лишнее слово по количеству слогов в словах (футболист-гитарист-повар-художник); «Четвертый лишний звук» умение определять наличие одинакового звука в словах, находить слово, в котором нет этого звука (звук – П: пушка-пожарный-лось-пылесос). «Катины подарки» развитие фонематического анализа - выделение начальных согласных; «Пастушки» совершенствование навыка слогового анализа слов; «Скажи, наоборот» с подбрасыванием воздушного шарика или с отбиванием мяча ( поменяй слоги местами: на-вес, ва-тык); «Разложи слово по звукам» звуковой анализ слов; «Волшебный куб» позиция звука в слове; интерактивные игры «Не будить до весны», «Птенцы в беде», «Любовь-морковь», «Лабиринта Али-Бабы» и др. ;
Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка.
Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как : «Гном и гномик» словообразование (у гнома-домище, а у гномика-домик и п. т.); «Назови по-другому» антонимы; «Кто чем питается?» употребление существительных в Т. падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. ; «Один – много» образование множественного числа существительных; «Сосчитай» согласование имен числительных с именами существительными; «Чей хвост?» образование притяжательных прилагательных.
Для развития связной речи: «Читаем и составляем предложения» раскладываются картинки со словами обозначающими предметы, действия предметов, признаки предметов, слова-предлоги; Мнемотаблицы - («Предзимье» - пересказ рассказа цепной структуры, составление рассказа с опорой на картинно-графические схемы; интерактивная игра «Что сначала» и другие.
Для развития высших психических функций используются такие игры как : «Расшифруй слова» расположи буквы по порядку и прочитай слово; «Нелепицы»; интерактивная ига «Кто лишний»; «Найди отличия»; «Лабиринты», загадки и др.
При обучении элементам грамоты использую не только буквари, но и различные игровые задания такие : Изографы Милостивенко; «Найди букву» с зашумлением; «Буква сломалась»; «Найди и прочитай» нужно найти среди букв в таблице слова по лексической теме; интерактивные игры «Читаха-черепаха» чтение слогов; «Снеговик-слоговик» составление слогов и нахождение его в словах-названиях картинок, «Слоновья западня» звуковой синтез слов, «Слоговые домики» составление слов из слогов; «В гостях у джина» ребусы; «Лишний слог» лишний слог в слове и др. Также использую следующие упражнения: «Угадай букву написанную на твоей ладошке», «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, фасоли, шнурков» и др.
Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования.
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствует решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.