Светлана Макеева
Использование игровых приёмов формирования у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
1. Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка.
Физиологи считают движение врождённой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни. Недостаток движения приводит к вялости, раздражительности, частым простудам.
Публикация «Использование игровых приёмов формирования у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребёнка. Активная двигательная деятельность обеспечивает психоэмоциональный комфорт, формирует навыки будущего поведения в обществе, положительно воздействует на здоровье и физическое развитие ребёнка.
Таким образом, воспитание двигательной культуры дошкольника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в д/с. И мы, воспитатели, должны формировать двигательную культуру дошкольников, используя на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразные физические упражнения, воспитывать у дошкольников положительный интерес к двигательной активности.
Формирование двигательной культуры происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых (воспитателей).
2. Основные задачи в воспитании культуры движений дошкольников (которые я решаю с детьми средней группы № 41) :
• Создание условий для разнообразной двигательной активности;
• Обогащение представлений детей о необходимости движений;
• Использование адаптированных спортивных игр и упражнений;
• Формирование умений и развитие физических качеств;
• Побуждение детей к творчеству в двигательной деятельности;
• Воспитание у детей желания самостоятельно проводить и организовывать п/и, упражнения со сверстниками.
3. Так как игра является ведущей деятельностью дошкольника, то я считаю - необходимо использовать игровые приёмы для формирования у дошкольников двигательной активности и осознанного отношения к своему здоровью. П/и, физические упражнения (особенно на свежем воздухе) являются универсальным и независимым средством физического воспитания дошкольников. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме мной используются естественные движения, свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метание и т. д. Я считаю, что игры и упражнения на свежем воздухе являются лучшим «лекарством» для детей от двигательного голодания – гиподинамии. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных и простудных заболеваний. Поэтому особое внимание я уделяю прогулке. Сделать прогулку весёлой и интересной мне помогают различные игрушки. Вовлекая ребёнка в игру, я сначала показываю ему, как с ней играть, используя различные варианты. Показ могут осуществить заранее подготовленные дети или старшие дошкольники. Как я подбираю и руковожу детскими играми? Прежде всего - игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес, радость, содействовать повышению жизненного тонуса. Я использую самые разнообразные игры, развивающие различные движения: одни с бегом, другие с прыжками, третьи с метанием и т. д. Подбирая игры, я учитываю и время года, состояние погоды, температуру воздуха. Так, в зимнее время года полезны игры, во время которых дети активно двигаются. Но в то же время движения в них должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения. А в жаркую погоду целесообразны более спокойные игры, с меньшей подвижностью. Воспитателям следует помнить, что, увлекаясь игрой, ребёнок не замечает усталости. Поэтому я постоянно слежу за нагрузкой в играх детей, слежу и за осанкой, чтобы во время бега, ходьбы дети не сутулились, не шаркали ногами. П/ и я подбираю с хорошо знакомыми ребятам образами: птички, кот, мыши, зайчик. Я сама активно участвую в п/и детей, что на мой взгляд усиливает их интерес.
4. Важную функцию воспитания двигательной культуры выполняют физкультурные занятия. Традиционная система занятий с детьми недостаточно совершенна как по своей структуре, так и по методике обучения. Поэтому я обратилась к книге К. К. Утробиной «Занимательная физкультура в д/с для детей 3-5 лет». В этой книге предлагаются рекомендации по физическому развитию детей дошкольного возраста с помощью системы физкультурных занятий в зале «Занимательная физкультура». Она основана на повышение интереса детей к занятиям физкультуры за счет введения увлекательных, игровых упражнений во всех частях занятия.
Вводная часть: детям предлагается различная ходьба, которая имеет интересное название (идём как муравьишки, как обезьянки, раки и т. д.). Рифмованные фразы, произносимые воспитателем во время выполнения детьми упражнений в разминке, повышают интерес и помогают правильно выполнять упражнения, например: мы на пальчиках идём, прямо голову несём; руки вверх мы подняли, на носочках зашагали, на носочках мы идём, и растём, растём, растём; муравьишки, муравьишки, вы, как – будто бы из книжки (ходьба на четвереньках). После разминки можно проводить игровой момент «Логоритмика», для того, чтобы сконцентрировать внимание детей на выполнении общеразвивающих упражнений, в тоже время – это маленькая разминка для пальцев рук. Дети повторяют вместе с воспитателем слова и выполняют движения в соответствии с текстом:
Руки вперёд, пальцы в кулачок,
Разжали – и на бочок.
Руки в стороны, пальцы в кулачок,
Разжали – и на бочок.
Руки вверх, пальцы в кулачок.
Разжали – и на бочок.
Изучив данное пособие, я стала использовать в своей работе упражнения с элементами акробатики. Эти упражнения позволяют детям в игровой форме развивать гибкость, координацию; укреплять мышцы; понимать, как они владеют своим телом. Все упражнения, которые я использую в своей работе с детьми, имеют названия, символизирующие подражание каким-либо действиям различных персонажей из известных сказок, а так же предметов, птиц, зверей, деревьев и т. д. Это позволяет детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнения. Часто выполнение детьми упражнений, я сопровождаю стихотворным текстом.
5. Современные программы предлагают различные формы проведения физкультурных занятий: сюжетно-игровые, занятия с пособиями «подаркам», занятия на основе п/и, музыкально-ритмические, на основе упражнений и игр с пособиями одного вида, полностью построенные на свободном выборе движений, занятия-тренировки, занятия «уголки».
В своей работе я использую занятия с одним пособием. Занятия с одним пособием включают в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, способствует развитию воображения, дети учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях. Возможны следующие варианты проведения занятий:
• Занятия-путешествия с одним пособием;
• Занятия с выполнением заданий (здесь можно использовать карточки задания);
• Занятия игрового характера.
Так же я использую сюжетные физкультурные занятия по литературным произведениям. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает детей к исполнению подражательных движений, которые так любят дети. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях.
В своей работе с детьми я использую сюжетно-физкультурные занятия, отражающие сезонные явления природы. Эти занятия создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, стимулируют двигательную активность детей. Моё непосредственное участие в занятии, проявляемый интерес, эмоционально дружеский тон активизируют детей. На этих занятиях я использую стандартное и нестандартное оборудование, различные шапочки, природный материал – всё это способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей.
6. Следует отдельно выделить спортивные праздники и развлечения. Создание положительно-эмоционального настроения во время спортивных праздников и развлечений имеет важное оздоровительное значение для дошкольников. Возникающие положительные эмоции рассматриваются учёными как надёжный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких-либо нарушений в деятельности нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Наиболее интересными я считаю праздники и развлечения, содержание которых определено какой-либо одной темой. Основная цель таких праздников заключается в том, чтобы помочь детям понять необходимость собственного участия в сохранении и приобретении своего здоровья. Спортивные праздники и развлечения я планирую и провожу один раза в месяц, часто использую в ходе развлечений различные п/и; народные п/и; стихи и загадки про спорт, спортивные предметы, о зарядке и закаливании и т. д. Спортивные праздники и развлечения я сопровождаю неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми, использую считалки и потешки, которые дают возможность быстро организовать детей, настроить их на выполнение правил.
Литература:
• Л. Н. Волошина «Воспитание двигательной культуры дошкольников». Москва, 2005 г.
• В. Н. Белкина, Н. В. Ёлкина «Дошкольник : обучение и развитие. Воспитателям и родителям». Ярославль, 1998 г.
• К. К. Утробина «Занимательная физкультура в д/с для детей 3-5 лет». Москва, 2004 г.
• Ю. А. Кириллова «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе». Санкт-Петербург, 2005 г.