Елена Евгеньевна Безрукова
Использование игровых приёмов при подготовке к обучению грамоте дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование игровых приёмов при подготовке к обучению грамоте дошкольников 5-6 лет"
Безрукова Елена Евгеньевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 25», г. Ярославль
Публикация «Использование игровых приёмов при подготовке к обучению грамоте дошкольников 5–6 лет» размещена в разделах
Многолетний опыт и поиск новых путей повышения эффективности работы с детьми старшего дошкольного возраста показал, что наиболее значимых результатов в работе с детьми по развитию речи и подготовке к обучению грамоте можно добиться, если изменить традиционную форму проведения занятий и использовать сюжетно-тематические игры-занятия.
Такая форма организации занятий способствует :
развитию и активизации всех компонентов речи детей;
формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
развитию познавательных процессов;
развитию творческих способностей и эмоций детей;
воспитанию нравственных чувств дошкольников.
Предлагаю Вашему вниманию сценарий образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 5-6 лет.
Сценарий образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к
обучению грамоте с детьми 5-6 лет
«Путешествие в Жёлтую страну»
Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях.
Программное содержание :
Обучающие задачи :
закреплять умение детей выделять на слух твёрдый звук Л в разной позиции в слове;
закреплять навык правильного произношения звука Л в слогах, словах и предложениях;
закреплять знания детей о букве Л;
активизировать словарь детей по теме «Транспорт»;
продолжать учить детей выполнять звуковой анализ и синтез слогов;
совершенствовать умение детей составлять распространённое предложение.
Развивающие задачи:
развивать фонематический слух детей;
развивать зрительное восприятие, логическое мышление;
развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей умение слушать друг друга, не перебивая;
воспитывать стремление помочь друг другу.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
1. «Волшебный» жёлтый лист.
2. Кукла в жёлтом платье.
3. Сюжетная картина «Жёлтая поляна» (все предметы на ней – жёлтого цвета).
4. Карточка с буквой Л.
5. Цветы с изображением гласных букв и буквы Л.
Раздаточный материал:
1. Карточки с зашумлённым изображением буквы Л для игры «Узнай букву».
2. Цветные фломастеры.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу. Звучит «музыка ветра». В группу влетает «волшебный» жёлтый лист.
Л. : - Ребята, посмотрите, что это за чудо? (читает написанное на обратной стороне листа письмо).
Дорогие ребята!
Я – Лола, фея Жёлтой страны. Моя волшебная страна находится за Жёлтой рекой. Я приглашаю вас к себе в гости. Жду с нетерпением.
2. Активизация словарного запаса детей по теме «Транспорт».
- Ребята, я предлагаю отправить в путешествие к Жёлтой фее прямо сейчас. Но сначала нам нужно решить, на чём же мы отправимся. Предложите свои варианты. (Ответы детей).
Л. : - А я предлагаю выбрать средство передвижения, в названии которого есть первый звук имени Жёлтой феи. Какой это звук? (Звук Л)
Дети совместно с логопедом дают характеристику звука Л по акустическим признакам.
Л. : - Для того, чтобы узнать, на чём же мы поедем, отгадайте загадку.
3. Отгадывание загадки про лодку (на выбор педагога)
4. Произношение звука Л в слогах и чистоговорках. Дыхательные упражнения.
Л. : - Как вы догадались, что это лодка? (Ответы детей)
- Правильно, мы поплывём в Жёлтую страну. Садитесь в лодку и берите вёсла.
(Дети садятся на импровизированную лодку из стульев и «плывут»)
Л. : - Какая прекрасная погода! Давайте подышим чистым воздухом:
Ло-ло-ло – как на улице тепло.
Ло-ло-ло – взяли в руки мы весло.
Ла-ла-ла – наша лодка поплыла.
(Дети произносят чистогорорки, выполняя согласованные вращательные движения руками. Педагог следит за правильным дыханием детей при произнесения чистоговорок)
5. Произношение звука Л в словах и предложениях.
Л. : - Вот мы и приплыли. Посмотрите, какая красота! (Перед детьми – картина с изображением жёлтой поляны.) Посмотрите и скажите, что находится на Жёлтой поляне, чётко произнося звук Л.
Д. : - Белка, дупло, слон, ландыши, ласточка, облака, крокодил, собака.
Л. : - Подумайте, ребята, и скажите, какое слово здесь лишнее и почему.
Д. - Лишняя собака, потому что в этом слове нет звука Л.
Л. : - Молодцы, ребята! А вот и хозяйка Жёлтой страны – волшебница Лола.
(Дети здороваются с Лолой, рассматривают её.)
Лола: - Здравствуйте, ребята, расскажите, как вы добрались до моей Жёлтой страны.
Дети рассказывают Лоле о своём пути. Педагог следит за тем, стобы ответы детей были полным предложением)
6. Дидактическая игра «Узнай букву».
Лола: - Дорогие мои, я так рада, что вы ко мне приехали! Я приготовила вам подарки. Хочу подарить вам свою любимую букву. Ой, что случилось? Кто заколдовал мои подарки?
Л. : - Не расстраивайся, Лола. Ребята помогут тебе расколдовать буквы. Поможем, друзья? Узнайте, какая буква изображена на карточках у каждого из вас.
(Дети садятся за столы и обводят зашумлённую букву.)
Л. : - Как называется эта буква? (Буква Л.)
- Какой звук обозначает буква Л? (Буква Л обозначает звук Л).
7. Дидактическая игра «Соберём букет для Лолы» - звуковой анализ слогов.
Л. : - Спасибо тебе, Лола за такое прекрасное путешествие. И наши ребята тоже хотят подарить тебе подарок – волшебный звуковой букет. Ребята, возьмите каждый себе по два цветка: один синий, другой – красный. Составьте слог. Что у вас получилось? (Индивидуальные ответы детей с выполнением звукового анализа полученных слогов. Те дети, которые хорошо усвоили приёмы звукового анализа и синтеза, могут собрать короткие слова и выполнить их звуковой анализ.)
Лола: - Спасибо вам, ребята! А теперь пришло время прощаться. Приезжайте ко мне ещё!
Л. : - И нам с вами пора возвращаться в детский сад. Садитесь в лодку и поплыли.
8. Подведение итога занятия.
- Вот и закончилось наше с вами путешествие. Где мы сегодня побывали?
- Что мы делали в Жёлтой стране? (Дети вспоминают, чем занимались на занятии)
- Что вам больше всего понравилось?
- Как вы считаете, что вам удавалось легко?
- Что вам показалось наиболее сложным