Галина Филатова
Мастер-класс «Использование игровых методов и приёмов в элементарном музицировании дошкольников по принципам Карла Орфа»
▼ Скачать + Заказать документы
Галина Филатова лучший мастер - класс "Использование игровых методов и приёмов в элементарном музицировании дошкольников по принципам Карла Орфа"
«Музыка – это эмоциональное познание,
а не интеллектуальное.
Она интуитивна и бессловесна,
музыка чувствуется,
и понимается умом».
Т. Э. Тютюнникова.
Цель: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Публикация «Мастер-класс „Использование игровых методов и приёмов в элементарном музицировании дошкольников по принципам Карла Орфа“» размещена в разделах
- Методика Карла Орфа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Задачи:
• представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;
• повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
• создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Слайд №1.
Педагог-мастер : Здравствуйте уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса : «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников по принципам Карла Орфа»
Слайд №2.
Цель: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Слайд №3.
Задачи:
• представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;
• повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
• создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
А сейчас я хочу предложить Вам окунуться в мир детства.
Сыграть в оркестре на музыкальных инструментах русскую народную мелодию.
Педагоги играют на музыкальных инструментах.
- Прошу Вас поделиться своими впечатлениями.
На своем примере вы убедились, какое это увлекательное занятие.
Думаю, я не открою большого секрета, что все дети с радостью и желанием любят играть в оркестре. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии фабричных не плохую службу могут сослужить самодельные. В наше детском саду в каждой группе, конечно же, есть такие самодельные инструменты, которые можно использовать в элементарном музицировании. Хочу представить вашему вниманию несколько видов шумовых самодельных инструментов. В интернете их большое разнообразие, где можно подобрать по возрастным категориям детей и дополнить свои музыкальные уголки.
Слайд №4. Пример инструментов - самоделок.
Слайд № 5. К. Орф
Идея создания самодельных музыкальных инструментов и методики работы с ними, принадлежит немецкому музыканту и педагогу К. Орфу, заключающийся в синтезе музыки, движении и слова.
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми, с целью активизации музыкального развития и творчества детей. В наше время методика К. Орфа имеет своих последователей и единомышленников.
Одной из лучших программ по элементарному музицированию, является методика Т. Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала.
Основой методики Т. Э Тютюнниковой являются: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.
Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Что же такое элементарное музицирование?
Элементарное музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.
Основными видами деятельности творческого музицирования являются : пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
На некоторых видах деятельности и методических приемах я остановлюсь более подробно и попытаюсь рассмотреть их с вами изнутри через практический подход.
Итак, в каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование?
Рассмотрим несколько примеров:
1. Пример: Музыкальные зарисовки (Звучащие жесты).
Активизируя творческую активность детей, можно использовать прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни.
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело.
Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки. и т. д.
Слайд № 6.
Прежде чем озвучивать текст, ребятам нужно сказать, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Конечно необходимо познакомить детей с игрой, можно даже привести примеры озвучивания текста. Только когда дети уяснят что нужно делать, педагог говорит текст, а дети его озвучивают.
«Весенние голоса»
Пригрело весеннее солнышко (поднять руки вверх)
Зазвинела капель («Кап! Кап!»- произносить высоко, стучать пальчиком по ладошке)
С пригорка побежал веселый ручеек («бл-л-л» на одном дыхании пропевать сверху вниз и обратно)
Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж – низким голосом, Букашки (з-з-з – высоким голосом,
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур-шур – трут ладошками)
Вылез ежик (сопеть носиком).
Лес наполнился птичьими голосами:
Большие птички-воробушки запели громко - «Чик-чирик! Чик-чирик!» (низким голосом).
Маленькие птенчики им повторяли – «Чик-чирик! Чик-чирик!» (высоким голосом)
Вот и пришла весна (каждый изображает свой «весенний звук» –выбирают звук сами).
Слайд №7.
2. Пример: Озвучивание стихотворений или сказок.
Участникам мастер-класса предлагается стихотворение С. Маршака «Апрель», оно прочитывается, подбираются подходящие по тембру детские музыкальные инструменты и озвучивается стихотворение.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель. –треугольник
По полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонам
На дорогах лужи – металлофон
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи. – тихое шуршание любым предметом
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник. – трещотки, маракасы
Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка
И расцвел подснежник. - колокольчик
Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.
Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.
Слайд №8. (картина)
Предлагаю вашему вниманию более сложный вариант –
3. Пример: Озвучивание рассказа по репродукциям картин.
Перед вами картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Слайд №9.
Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.
Пошли они через поле в лесок.
деревянные ложки
Стали собирать ягоды, грибы, аукаться, дудочки
Птичек слушать, свистульки
Не заметила Машенька, как набежали тучи, погремушки
Потемнело кругом, загремел гром, барабан
Тут посмотрела девочка на небо и ахнула, барабан
Взяла Ванечку за ручку и побежала. деревянные ложки
Маленький Ванечка скоро устал, заплакал румба
А тучи все темнее, гром все громче усиление звучания барабана
Тогда схватила сестренка братика, Посадила себе за плечи деревянные ложки
И припустилась со всех ног по полю ускорение темпа
Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром маракас, барабан
Упали первые капли дождя, было страшно румба
Но Машенька не бросила малыша,
Добежала до деревни,
И когда начался ливень тремоло на треугольнике
Брат и сестричка были уже дома глиссандо на металлофоне
4. Пример: И ещё одно оригинальное творческое задание - вашему вниманию.
Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т. д. и передает его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
5. Пример: В завершении я предлагаю поиграть в «Бумажном оркестре».
Это не требует большой подготовки, необходимо только небольшие листы бумаги и, конечно фонограмма музыкального материала. Дети должны предварительно познакомиться с произведением, прослушать его и отметить строение произведения (характер музыки, сколько частей). Можно показать несколько способов игры на бумаге.
Фонограмма:
На этой веселой ноте мы заканчиваем свое практическое занятие.
Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.
И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа :
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».
Рефлексия. Предлагаю педагогам оценить результат мастер – класса.
Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.
На столе имеются фломастеры и маски. Педагогам предлагается дорисовать маски так, чтобы она отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе.
Мне было приятно с вами работать! Спасибо!