Получи документы

Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей

Ирина Чернобровенко
Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей»

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Многолетний опыт работы многих педагогов показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства, должно проходить через игру.

Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.

Публикация «Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей» размещена в разделах

Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Прежде, чем обучать детей певческим навыкам на музыкальных занятиях, следует дать им возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью.

У музыки и речи одна первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, т. е. используя одни и те же средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т. д. Поэтому, начинать свою работу с детьми, над развитием творческих способностей детей, следует с речевых игр.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

- артикуляционная гимнастика;

- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;

- развивающие игры с голосом;

- речевые зарядки;

- ритмодекламация.

Их общая цель:

- легко и незаметно подготовить голоса детей к пению;

- разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата;

- обострить интонационный слух;

- подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков.

Артикуляционная гимнастика.

Для того, чтобы детям было интересно выполнять такие упражнения, необходимо облачить их в сказочную форму. Дети «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, небом.

«Зарядка язычка»

Влево - вправо, «Проткнуть» язычком левую щеку, затем

Раз – два, правую,

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Язычок, не ленись!

Губки, просыпайтесь! «вибрато» губами,

Ротик, просыпайся! широко открыть рот,

Язычок, покажись покусать кончик язычка,

И зубов, не страшись! высовывать язычок вперед и убирать назад,

покусывая всю поверхность языка,

Зубки, зубки, успокойтесь,

Хорошенечко, умойтесь, провести язычком между верхней губой и

зубами,

Не сердитесь, не кусайтесь, провести между нижней губой и зубами,

А вместе с нами, улыбайтесь! улыбнуться.

Игры на развитие певческого и речевого дыхания.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет речевое дыхание. Оно более глубокое и интенсивное, поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым. В этом возрасте, лучше использовать мягкую атаку : спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому и легкому звучанию. Навык речевого и певческого дыхания следует развивать постоянно, на каждом занятии, постепенно. По возможности, игры соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Сначала «разогреваем» мышцы дыхательной системы, для того, чтобы устранить поверхностное, не ритмичное дыхание и тем самым нормализуем спокойное, размеренное, плавное дыхание. Поэтому, в самом начале, следует использовать игры на дыхание без звука.

Игры на дыхание.

1. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч.

- Я превращаю вас всех, в деревья. Покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону – в другую, вдох – выдох.

И. п. – стоя. Поднять руку перед собой, до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

- Отведем руку, как веточку дерева: вправо – влево, вдох – выдох и т. д.

И. п. – то же. Только выполняем двумя руками, затем другой рукой.

2. Превращаемся в «ветер», задуваем «свечи на торте», надуваем «шарики» и т. п.

3. Затем, удлиняем выдох на согласных звуках («ш», «ж», «ф», «з», «с»).

Используются различные образы : сердитая кошка, пчела, комар, ветер играет с листвой и т. п.

4. Постепенно, усложняем задания, переходя на выдох самого закрытого звука «у». Сначала, это образы поезда, самолета, с которыми можно поиграть: поезд удаляется – приближается; самолет набирает высоту или снижается. Тем самым, набирая или снижая высоту голоса, изменяя громкость звучания.

5. Далее, переходим к более открытым гласным «а», «о» в играх с голосом.

Игры с голосом.

«Встреча язычка с жителями удивительной страны»

- Однажды, наш язычок, решил отправиться в путешествие, в удивительную страну. А вы хотели бы отправиться, вместе с ним? Говорим волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс!» (Можно с движением.)

Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в путь-дорогу. (Цокаем язычком.) Шел он, шел и пришел в удивительную страну, где все говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять жителей этой страны и поэтому, все внимательно слушал, запоминал и повторял. Какой-то незнакомец, обратился к Язычку с вопросом: «У/О?» (Повышение интонации.) Язычок не понял и переспросил; «У/О?» На что незнакомец ответил: «У/О.» (Понижение интонации.) Язычок повторил: «У/О.» Новый знакомый нашего героя, продолжал разговор: «У/О/А?» Язычок снова переспросил: повторяем так же. На что, житель городка ответил: «У/О/А.»

Язычок повторил услышанное: повторяем. Постепенно Язычок начал понимать своего собеседника, и они продолжили разговор. (Варианты по выбору.)

Развивающие игры с голосом.

Это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, плач, смех и т. д., голосам животных, голосам «неживой» природы (тиканье, капанье и т. д.).

Систематическое использование игр с голосом дает возможность:

- почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

- расширить диапазоны речевого и певческого голоса;

- готовить ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.

Пример игры:

- Кошка, как тебя зовут? – Мяу.

- Стережешь ты мышку тут? – Мяу.

- Мяу, хочешь молочка? – Мяу.

- А в товарищи, щенка? – Фррр!

Речевые ритмо - интонационные игры и упражнения.

Оказывают большое влияние на развитие вокальных данных детей, так как проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Начинаем упражнения с самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, «Эхо» и т. д.

Речевая игра «Имена»

1. Каждый, друг за другом, называет свое имя.

2. Каждый называет свое имя, четко проговаривая каждый слог.

3. Проговариваем свое имя, каждый его слог отмечая хлопками или шлепая по коленям.

4. - Как еще можно произнести свое имя? (Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т. д.)

5. Дети в кругу, произносят свои имена одновременно, получается небольшой шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко – тихо. В этой игре, дети слышат речевое многоголосие, изменяют его динамику по руке ведущего.

6. - А сейчас, превратимся в зайцев! В каких? (Широко расставить ладони.) А голоса у них какие? – Громкие, сильные! Позовем Дашу.

(Ладошки превращаются в «дирижеров». Дети следят за руками педагога, играя силой голоса в соответствии дирижерским жестам.)

7. Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, пословицы, поговорки. Они мелодичны, ритмичны, позволяют сопровождать речь соответствующими движениями в нужном ритме и темпе.

Тексты речевых игр не следует заучивать с детьми. Они запоминаются в процессе игры.

Ритмодекламация.

Это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило: каждое слово, каждый слог, звук произносится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. е. отношение к одному и тому же персонажу или событию, может изменяться по-разному. Она может проходить на фоне звучащих жестов, шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями.

«Кислые стихи»

Встало солнце кислое, смотрит – небо скисло,

В кислом небе кислое облако повисло…

И спешат несчастные кислые прохожие

И едят ужасное кислое мороженое…

Даже сахар кислый! Скисло все варенье!

Потому что кислое было настроение.

Речевая зарядка.

Речевые зарядки разучиваются с имитацией движений, соответствующих содержанию текста.

Мы на горку поднимались (Руки, одна за другой, на каждые

По ступенькам ледяным. два слога поднимать вверх.)

В санки сели? Сели, сели.

Ух! Летим. (Руки быстро опустить вниз.)

Теперь, представим общую последовательность обучения детей пению;

- формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц;

- формирование и развитие певческого дыхания;

- формирование и развитие навыков ясной дикции;

- формирование и развитие певческой интонации;

- работа над разучиванием песни.

Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и непринужденно подготовить свои голоса к пению.

На этом этапе и в дальнейшем, очень важно применять игровые способы формирования координации слуха и, теперь уже, певческого голоса.

Пример:

1. После речевой игры «Имена» играем в «Эхо», но певческим голосом.

2. Интонациями голоса «рисуем» различные образы – ветер, волны моря, облака, дождь и т. д. разными способами : «клястер» (одновременное и произвольное звучание многих голосов; скольжение или глиссандирование голосом вверх и вниз, по кругу, точечно и т. д.)

Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизиологического состояния – в ней есть все необходимое для развития : интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение.

Публикации по теме:

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗИспользование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ Использование сенсорной игрушки «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗДети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре,.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возрастаЗначение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 15:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чернобровенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД