Кудзиева Нонна
Использование физкультминуток во время проведения НОД как элемент здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В последнее время увеличивается количество часто болеющих детей, детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни современного ребёнка. Дети всё меньше времени уделяют прогулкам, подвижным играм, предпочитая им просмотр телевизора и компьютерные игры.
Чего стоит, например, просидеть без “шалостей” целое занятие, да не одно, а 2 и при этом не отвлекаться. Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник. Поэтому одной из важнейших задач, я считаю, является сохранение и укрепление здоровья детей, и каждый педагог должен создать на занятиях условия, которые позволят не только успешно усваивать материал, но и сохранят и улучшат здоровье детей.
Публикация «Использование физкультминуток во время проведения НОД как элемент здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне, способствовать оздоровлению детей.
Задачи:
- снятие утомления;
- обеспечение активного отдыха;
-повышение внимания и активности детей на последующем этапе НОД.
Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Они необходимы и важны, это - “минутка” активного и здорового отдыха.
Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.
Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физкультминутка!
Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут. Физкультминутки включаются в середине занятий и проводятся 1,5 – 2 мин.
Виды физкультминуток
В своей работе я использую следующие виды физкультминуток :
1. Упражнения для снятия общего и локального утомления;
2. Упражнения для кистей рук;
3. Гимнастика для глаз;
4. Упражнения, корректирующие осанку;
5. Дыхательная гимнастика;
5. Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.
Основные формы проведения физкультминуток
Во время проведения НОД я использую следующие формы физкультминуток :
1. В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираю по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Использую 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
2. В форме подвижной игры. Подбираю игры средней подвижности, не требующие большого пространства.
3. В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в образовательную деятельность по ознакомлению с природой, по развитию речи, по математике.
4. В форме танцевальных движений. Их использую между структурными частями образовательной деятельности под звукозапись, пение воспитателя или самих детей.
5. В форме выполнения движений под в соответствии с текстом стихотворения. Содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой образовательной деятельности, его программной задачей.
6. В форме любого двигательного действия и задания (отгадывание загадок не словами, а движениями, использование имитационных движений спортсменов: лыжник, конькобежец, боксёр, гимнаст; трудовые действия: рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
7. В связи с введением в ДОУ современных образовательных технологии в частности ИКТ, у меня появилась возможность использовать во время занятий электронную гимнастику для глаз и музыкальные физкультминутки.
Удобство состоит в том, что не нужно заучивать наизусть и бояться ошибиться при проговаривании слов, под которые выполняются упражнения. Достаточно просто нажать на кнопку и отдохнуть несколько мгновений вместе с детьми. Подобные паузы очень нравятся детям, они необычные и веселые.
Музыкальные физкультминутки учат детей слушать музыку и выполнять движения в соответствии со словами песенки. Формируют интерес к выполнению физических упражнений.
На занятиях, где большая нагрузка на глаза, я использую электронную гимнастику для глаз. Один из главных секретов хорошего физического самочувствия воспитанников, их высокой активности в учебном процессе состоит в использовании электронных физкультминуток для глаз.
На занятиях, где дошкольники много работают руками могут ощущать дискомфорт в мышцах руки, другие - утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости и вялости, что выражается в затекании кисти или пальцев. В таких случаях я провожу пальчиковую гимнастику.
Рекомендации по проведению физкультминуток
1. Перед применением физкультминутки необходимо детей познакомить с ее содержанием, отработать необходимые жесты, комбинации пальцев, движений. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению. Они должны охватывать в основном крупные мышечные группы.
З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в виде физкультминутки.
4. Произносить тексты физкультминуток надо выразительно, повышая или понижая голос, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
5. Нельзя ставить перед детьми сразу несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.
6. Не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.
7. Рекомендую использовать музыкальные физкультминутки и электронную гимнастику для глаз.
9. Заключение
Таким образом, результатом моей работы является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности, повышение положительного эмоционального состояния.
Подводя итог, могу сказать, что значение физкультминутки в умственной деятельности ребенка велико, проведение физкультминуток способствует к сохранению и укреплению здоровья детей. Здоровье детей – наша забота, и применение физминуток – один из этапов работы по его сохранению.
Используйте физкультминутки – растите детей умными и здоровыми!