Голубева Анна Ивановна
Использование дидактических игр в обучении дошкольников основам математики
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр в обучении дошкольников основам математики»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
В соответствии требований ФГОС ДО, в целях реализации Программы ДОУ, обучение детей должно проходит в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Публикация «Использование дидактических игр в обучении дошкольников основам математики» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Работая в детском саду и занимаясь с детьми, мы видим необходимость использования дидактических игр для развития дошкольников. Особенно они оказывают неоценимую роль в развитии математических представлений, играя ребенок просто и быстро, усваивает необходимый материал.
Обучение математике дошкольников немыслимо без использования занимательных дидактических игр, задач, развлечений. В процессе обучения математике занимательный материал непосредственно включается в образовательную деятельность, является средством освоения новых знаний, расширения, уточнения, закрепления изучаемого материала.
Игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания как виды занимательного математического материала.
Специфическим признаком этих игр является их преднамеренность, наличие определенной цели и предполагаемого результата. Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их –упражнять детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел., геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания. Каждая игра нацелена на совершенствование математических представлений у детей-количественных, пространственных, временных.
В своей практике используем различный дидактический материал. Регулярно пополняем развивающую предметно пространственную среду группы. Пополняем картотеку дидактическими играми математического содержания.
Все дидактические игры можно разделить на групп-это: Игры с цифрами и числами, Игры путешествие во времени, Игры на ориентировку в пространстве, Игры с геометрическими фигурами, Игры на логическое мышление.
Игры с цифрами и числами
на занятиях обучаем детей счету в прямом и обратном порядке. Добиваясь от детей правильного использования как количественных так и качественных числительных. Все эти игры направлены на изучение состава числа, умения считать, развитие внимания, умения соотносить число с количеством предметов (точек).
Картотека игр-«Божьи коровки», «Числовые домики» игры на состав числа, Собери цифру из конструктора, Цветочки-соседи числа, Варим компот-2 варианта, Собери радугу, Математические пазлы, Ёжик, Накорми собачку.
Игры путешествие во времени
знакомим детей с днями недели, временами года, месяцами, частями суток.
Дни недели учили с детьми, при помощи заучивания стихотворения. Затем применяли метод поезда с животными. С начала знакомили с тем в какой день недели едет какое животное. Потом усложняли убрали животных-дети называя день недели, должны посадить в вагон соответствующее животное.
В нашей картотеке имеются такие игры как-Назови части суток, Времена года, Помоги собраться на прогулку, Когда это бывает.
Игры на ориентировку в пространстве
у детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями такими как: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. При помощи дидактических игр дети учатся определять словом положение определенного предмета по отношению к другому предмету.
Имеется множество дидактических игр и упражнений на ориентировку в пространстве, которые мы используем в свободное деятельности и на занятиях- «Машинки», Право, лево, вверх, вниз».
Также на занятиях используем упражнения на карточках ориентировка в пространстве, ориентировка на листе бумаги.
Игры с геометрическими фигурами
Эти игры способствуют закреплению знаний о форме геометрических фигур, а также закрепление знания цветов. Можно детям предлагать в окружающем пространстве найти предметы похожие на геометрические фигуры.
В нашей картотеке имеются следующие игры
Продолжи ряд, Разложи геометрические фигуры, Улитка-в этих играх дается образец, нужно выложит по нему в такой же последовательности фигуры. Д/И «Геометрические фигуры»-эта игра многоразового использования. Нужно по пунктирным линиям обвести фигуру маркером, развивает графомоторные навыки, найти картинки похожие на геометрическую фигуру и выложить на поле. Выкладывание различных фигур из счетных палочек, семян, камешков марблс по образцу.
Игры на логическое мышление
В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться логическое мышление, т. е формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
В нашей картотеке имеются -Головоломки, Найди фрагмент,Найди предмет по его адресу, Задачи-шутки.
Задачи – шутки, это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения.
Используя различные дидактические игры программный материал по математике дети усваивают лучше, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, надо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.