Получи документы

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Любовь Егорова
Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность выбранной темы.

«Математика приводит в порядок ум».

М. В. Ломоносов.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет

приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на

формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего

мира.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение

Публикация «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах

системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и

психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста

овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное,

образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к

школьному обучению. Математические представления служат средством

интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей.

От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит

успешность обучения математике в начальной школе.

Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику,

поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению

поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации

процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с

математическим содержанием.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм

организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также

использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по

ФЭМП.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий.

Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И

главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать,

правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в

увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические

понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить,

мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же,

педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих

закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать,

вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше

ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Известно, что математика – огромный фактор интеллектуального развития ребёнка и

формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует

развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение,

творческий потенциал личности, а также приёмы мыслительной деятельности.

Современные требования с учетом федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного

детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при

которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является

основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному

воспитанию дошкольника.

Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является:

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных

математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по

развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми

дошкольного возраста;

активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать,

классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

активизация познавательного интереса дошкольников;

развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

формирование элементарных математических представлений.

Этапы работы по самообразованию 2019-2024 годы

№ п/п Раздел

плана

Сроки Форма работы Практическая

деятельность

1. Подготовител

ьный.

Аналитикодиагностическ

ий этап

2019-

2020

учебный

год

1. Изучение нормативных

документов в педагогической

деятельности: конвенция о

правах ребёнка, закон об

образовании РФ.

2. Изучение ФГОС ДО,

профессиональных

стандартов.

3. Изучение научнометодической литературы:

Бачурина В. «Развивающие

игры для дошкольников»,

Москва, 2007 г.

Ерофеева Т. И. «Математика

для дошкольников», Москва,

2006 г.

Леушина А. М. «Занятия

по математике в детском

саду», Москва, 2005 г.

Метлина А. С. «Математика в

детском саду», Москва, 2006 г.

4. Разработка конспектов НОД

по теме самообразования

«Использование

дидактических игр при

формировании элементарных

математических

представлений у

дошкольников».

5. Изучение методической

литературы, отбор технологий,

подбор диагностического

1. Разработка

перспективного

плана для

младшего

дошкольного

возраста.

2. Пополнение

дидактических игр

на усвоение

понятия «Цвета» :

«Сделаем кукле

бусы», «Цветная

вода», «Цветные

палочки».

3. Оформление

папки-передвижки

«Математика в

жизни ребенка»

4. Оформление

методической

папки

материалов.

5. Пополнение

дидактических

игр на развитие

количественных

представлений : «В

лес за грибами»,

«Малина для

медвежат»,

«Угости зайчат».

материала :

Позина В. А. «Формирование

элементарных математических

представлений», Москва, 2012

г.

Помораева, И. А. «Занятия по

формированию элементов

математических

представлений в средней

группе детского сада» Москва,

2015г.

Нищева Н. В. «Конспекты

занятий по формированию

математических

представлений у

дошкольников», Москва, 2014

г.

Громова О. Е. «Развиваем

математические представления

у детей младшего

дошкольного возраста»

Москва, 2019 г.

2. Основной.

Практический

этап.

2020-

2023

учебный

год

1. Определение целей и задач

по теме: «Использование

дидактических игр при

формировании элементарных

математических

представлений у

дошкольников».

2. Оформление авторских

методических разработок в

форме информационно

педагогических модулей

(обобщение опыта работы).

3. Разработка картотек игр по

ФЭМП.

4. Подготовка презентации по

ФЭМП «Занимательное

путешествие в страну

Математики».

5. Пополнение педагогической

копилки демонстрационным и

раздаточным материалом.

1. Создание

Лэпбука

«Количество и

счет».

2. Пополнение

развивающей

предметнопространственной

среды группы

дидактическими

играми :

«Геометрическая

мозаика», «Найди

предмет такой же

формы»,

«Путаница».

3. Изготовление

демонстрационног

о и раздаточного

материала для

образовательной

деятельности:

6. Разработка перспективного

плана для старшего

дошкольного возраста по

выбранной теме.

8. Разработка конспектов

НОД для младшего

дошкольного возраста :

"В гости к зайчику",

«Волшебный теремок»,

«Играем и считаем».

9. Работа над модернизацией

предметно-развивающей

среды в группе.

10. Работа с родителями.

11. Выступление на районных

методических объединениях.

13. Составление картотеки игр

по развитию представлений о

величинах.

14. Разработка конспектов

НОД для старшего

дошкольного возраста :

"Цветик – семицветик»,

«Путешествие в город

Числоград», «Увлекательная

математика».

15. Создание презентации

«Использование

занимательного игрового

материала при формировании

элементарных математических

представлений у

дошкольников».

16. Консультация для

родителей «Интеллектуальное

развитие ребенка дома с

использованием палочек

Кюизенера».

17. Проведение семинара-

«Грибы»,

«Ежики»,

«Зайцы».

«Морковки».

4. Фотовыставка

«Первые шаги в

математике».

5. Проведение

открытого занятия

– для родителей на

тему:

«Путешествие в

лес».

6. Консультация

для родителей

«Интеллектуально

е развитие ребенка

дома с

использованием

палочек

Кюизенера».

7. Оформление

наглядноиллюстративного

материала для

занятий по

возрасту детей.

8. Создание уголка

«Занимательная

математика».

9. Проведение

консультации для

родителей на тему

«Роль

дидактических игр

в воспитании

детей

дошкольного

возраста».

10. Изготовление

развивающее

пособие на

примере игры В. В.

Воскобовича

«Фиолетовый лес».

практикума в рамках дня

открытых дверей для жителей

микрорайона

«Играем дома в сюжетно

логические - математические

игры».

10. Проведения

мастер класса для

педагогов ДОУ на

тему :

«Формирование

элементарных

математических

представлений и

развитие

логического

мышления, через

использование

развивающих игр

В. В.

Воскобовича».

11. Изготовление

дидактических игр

по закреплению

понятия

«равенства» на

основе

сопоставления

двух групп

предметов :

«Угостим белочек

грибочками»,

«Жучки на

листиках»,

«Бабочки и

цветы».

12. Консультация

для родителей

«Играйте вместе с

детьми».

13. Оформление

выставки:

«Математические

игры и

упражнения для

дошкольника».

3 Заключительн

ый этап.

Обобщение.

2023-

2024

учебный

год.

1. Распространение опыта

своей работы по

использованию дидактических

игр при формировании

элементарных математических

представлений у

дошкольников.

2. Внесение корректировки в

перспективный план по всем

возрастам.

3. Участие в работе МО и в

проведении методических

семинаров и научных

конференциях по теме

самообразования.

4. Отчёт по теме

самообразованию на итоговом

педсовете.

1. Подведение

итогов.

2. Создание

презентации

«Использование

занимательного

игрового

материала при

формировании

элементарных

математических

представлений у

дошкольников».

3. Показ открытых

занятий родителям

и педагогам

района.

4. Выставка

пособий,

наглядного

материала,

дидактических

игр, конспекты

занятий для

педагогов,

публикацияавторс

кой статьи на

тему:

«Использование

дидактических игр

при формировании

элементарных

математических

представлений у

дошкольников».

Список использованной литературы

1. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» :

Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. :

ВАКО, 2005 г. — 208 с.

2.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А.

Смоленцева., Москва,2013 г.

3. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для

дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

4. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для

маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004г.

5. Арапова Н. А - Пискарева Формирование элементарных математических

представлений в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез,

2009 г.

6. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников /

Анник Габийе. - М. : Эксмо, 2016 г.

7. Грин, Д. Математические методы анализа алгоритмов / Д. Грин, Д. Кнут. - М. : 2014

г.

8. Гуц, А. К. Математическая логика и теория алгоритмов / А. К. Гуц. - М. :, 2016 г.

9. Ирина, Пономарева Занятия по формированию элементарных математических

представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М. : МозаикаСинтез, 2011 г

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Театрализованная деятельность и математическая игротека в формировании элементарных математических представленийТеатрализованная деятельность и математическая игротека в формировании элементарных математических представлений Использование театрализованной деятельности и математической игротеки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольниковКартотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольников Предмет математики довольно сложная наука. Не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть тяга к точным наукам. Поэтому полезно.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 5 сентября 2023 в 19:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Егорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД