светлана подойникова
Использование блоков дьенеша в математическом развитии детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 3 «Тополек»
муниципального образования город-курорт Геленджик
Мастер – класс для родителей
«Использование Блоков Дьенеша
в математическом развитии детей 3-4 лет»
Составитель:
Подойникова Светлана Анатольевна
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ д/с № 3 "Тополек"
Геленджик
2018 год
Темочки:
- Блоки Дьенеша
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: Познакомить родителей с логическими блоками Дьенеша и их использовании в развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.
2. Помочь родителям овладеть необходимыми приемами работы блоками Дьенеша которые позволят им решать
вопросы развития у детей анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
3. Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса. Добрый вечер, уважаемые родители!
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. В своей работе по развитию математических способностей я использую логические блоки Дьенеше, всемирно-известного венгерского профессора Золтана Дьенеша, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика».
Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь. Дьенеш показал нам, что это довольно интересная и занимательная наука.
• С логическими блоками дети выполняют много действий: меняют местами, убирают, выкладывают, ищут, делят, сравнивают.
• Пособие впервые познакомит детей с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция.
• Блоки помогут обобщать по нескольким свойствам, разовьют
память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать.
В методической изданиях это пособие можно встретить под названиями «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Логические блоки помогают детям овладеть мыслительными операциями и действиям. К таким действиям относятся: выявление свойств, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или».
Посмотрите на наборы, которые лежат перед вами. Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
В набор блоков входят : 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий, 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного
мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению. Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств (формы, цвета, размера, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой». 1. "Найди такой же" (классификация по одному признаку).
2. «Покажи блок такого же цвета как этот.»
3. «Найди блок такой же формы»
4. «Помоги животным разделить блоки»
5. «Накормим мишек печеньем»
6. «Найди не такую»
7. «4-й лишний»
8. «Найди клад»
9. «Чего не хватает»
10. «Заселим в домики». 11. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме. 12. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально. 13. В этом же возрасте начинаем работу с использованием готовых схем, где ребенок соотносит блок со схемой с помощью приема наложение. 14. Начинается работа с кодами. Предлагаются самые простые. Сначала коды по цвету, затем по размеру, по форме и последние по толщине.
В работе детей младшей группы используются альбомы : «Удивляйка» 1,2,3,4, а также альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят как плоскостные изображения превращаются в объемные.
Уважаемые родители, методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач. А чтобы совместные занятия с детьми приносили радость, хочу дать вам несколько советов:
• Занимайтесь вместе – это веселее, это поможет вам поделиться с ребенком своим опытом и мастерством.
• Покажите, что вам интересно заниматься, играть, творить вместе с вашим ребенком.
• Будьте внимательны к своему ребенку, обсуждайте с ним задачи, цели, прислушивайтесь к его мнению.