Светлана Воронцова
Использование средств арт-терапии в работе с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование средств арт-терапии в работе с семьей
Арт-терапия, в дословном переводе, это терапия с помощью искусства. Но данное направление можно рассматривать шире: любое искусство может быть инструментом для коррекции, будь то рисование, лепка или танцы.
Арт-терапия, при правильном использовании, может давать потрясающие результаты. Она позволяет мягко и деликатно, в игровой форме обойти защитные механизмы, понять: какие переживания есть у малыша, и также ненавязчиво их скорректировать.
Публикация «Использование средств арт-терапии в работе с семьей» размещена в разделах
Проблемы, которые могут решаться с помощью арт-терапии могут быть разной степени. Арт-терапия подходит для коррекции временных трудностей, с которыми столкнулся эмоционально благополучный малыш, либо более серьезные проблемы, которые носят устойчивый характер, тогда потребуется более длительная работа специалиста.
Занятия арт-терапией с малышами позволяют решать такие задачи, как:
• трудности в выстраивании контактов у детей в семье, детских коллективах;
• адаптация к детскому саду;
• психологическая работа со страхами;
• работа с проявлениями детской агрессивности;
• психологическая работа с проявлениями детского упрямства, замкнутости, тревожности;
• работа с детской непоседливостью, невнимательностью и т. д.
• снятие эмоционального напряжения и раскрытие внутреннего потенциала ребенка.
Арт-терапия может быть использована и в работе с семьей. Она помогает:
• выявить характер взаимоотношений в семье,
• вскрыть (так сказать, обнажить) причины внутрисемейного конфликта и наметить пути выхода из него,
• свободно, без страха самовыразиться всем членам семьи, и как следствие – получить целостное видениеситуации,
• восстановить контакт между членами семьи,
• выразить эмоции и настроения касательно проблемной ситуации всем членам семьи,
• дает возможность для непрямого обращения к актуальным проблемам,
• способствует установлению атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности и эмоциональной поддержки,
• позволяет увидеть степень эмоциональной значимости проблемы для семьи в целом и конкретно для каждого члена семьи,
• отображает систему внутрисемейного взаимоотношения внутри существующей проблемы.
Чтобы правильно организовать развивающий творческий процесс для ребенка в домашних условиях, необходимо соблюсти несколько не сложных, но очень важных правил:
Минимум ограничений
Позвольте ребенку самому решать, каким видом творчества сегодня заняться и что изобразить. Ребенку от 3х лет можно подсказать тему для творчества (не настаивая, но, в рамках этой темы, позвольте ему действовать самостоятельно.
Результат не подвергается критической оценке
Если вы хотите, чтобы творческий процесс был терапевтичным, откажитесь от оценивания результата. Пусть произведение ребенка кажется бессмысленными каракулями, для малыша это отражение самого себя.
Самостоятельность действий ребенка
Роль взрослого в творческом процессе ребенка – только обслуживающая. Главное – грамотно организовать пространство и процесс и страховать при надобности. Учите малыша, как обращаться с кисточкой, как рисовать красками, как лепить, только показывая.
Общение с ребенком во время занятий
Важно находиться на одном уровне с ребенком, смотреть в глаза.
Поддерживать эмоционально положительное общение – поощрять, хвалить, поддерживать.
Подводя итог, хочу сказать, что использование арт-терапии в раннем детстве обеспечивает оптимальные условия для раннего развития ребенка. А также помогает развивать творческий потенциал родителей для гармонизации отношений в семьях с маленькими детьми.