Татьяна Тараскина
Исследовательский метод экологического образования детей подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет
по самообразованию за 2015 -2016г.
В этом учебном году начала изучать тему по самообразованию :
«Организация образовательного процесса в контексте ФГОС ДО. Исследовательский метод экологического образования детей подготовительной к школе группе»
Публикация «Исследовательский метод экологического образования детей подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Цель: повысить уровень экологических знаний старших дошкольников с помощью исследовательского метода.
Задачи:
1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Развивать у детей умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
5. Научить детей проводить простейшие опыты, используя правила безопасности.
В течение года ознакомилась с новыми нормативными документами:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г №1155 Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
В стандарте учитываются:
1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1. Повышение социального статуса дошкольного образования;
2. Повышение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства образовательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Приказ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам дошкольного образования»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Закон Кемеровской области от 5 июля 2013г. №86-30 «Об образовании»
Настоящий закон принят в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в целях установления правовых, организационных и экономических особенностей функционирования системы образования в Кемеровской области.
В течение года мной была изучена литература, которую я использовала в работе с детьми.
Примерная ООП «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., является инновационным общеобразовательным документом для работы в ДОУ, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
В пособии Дыбиной О. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» представлены разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет, которые я использовала в своей работе для реализации цели и задач по теме самообразования.
В пособии Ивановой А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» изложены основные требования, которым должны соответствовать экологические и естественно-научные эксперименты, организуемые с детьми первых семи лет жизни.
В пособии Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» предложены планы работы для средней и старшей групп и дано примерное содержание (конспекты) занятий, игр, экспериментов, которые я использовала в своей работе. Также представлены наглядные материалы, необходимые для проведения опытов: рабочие листы, схемы-алгоритмы, мнемотаблицы, схемы изготовления поделок.
1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская, проектная работа.
План себя оправдал, так как он сочетался с годовыми задачами ДОУ. Планировалась исследовательская работа по выявлению уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д. ;
В течение года изучила педагогический опыт по вопросам исследовательский метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста :
Дошкольное воспитание № 6 2014 года С. Николаева «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС ДО». Из этой статьи я узнала, что эколого-развивающая среда должна быть обогащенной. Обогащенные природные условия смогут обеспечить достижение целевых ориентиров- сформировать у детей элементарные представления о живой природе. Планирую обогатить эколого-развивающую среду и создать на участке экологическую тропу.
Дошкольное воспитание № 9 2014 года «Интерактивная мини-лаборатория в детском саду» в статье представлен опыт создания интерактивного комплекса в котором можно проверить физические законы, опыты с водой, электричеством, звуком, магнитом некоторые из них я использовала в своей работе.
Дошкольное воспитание №4 2015год «Актуальные вопросы экологического образования дошкольников» цель статьи помочь педагогам разобраться в некоторых теоретических вопросах организации экологического образования детей дошкольного возраста. По ФГОС принцип междисциплинарности нацеливает педагогов на осуществление экологического образования в рамках пяти образовательных областей. Так как наиболее эффективна смешанная модель экологического образования, которая предполагает изучение экологических вопросов в каждом учебном предмете, планирую применять именно эту модель в работе с детьми по экологическому образованию.
Дошкольная педагогика №10 2014год «Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» из этой статьи я узнала, что технология проектной деятельности является эффективной формой экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, взяла на заметку для будущего проекта.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.);
В сентябре провела диагностику экологических знаний детей старшей группы; приступила к изучению литературы по теме самообразования.
В октябре провела анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье», сделала анализ анкет.
В ноябре провела с детьми НОД «Песок и глина» с использованием экспериментальной деятельности. Разместила в уголок для родителей папку-ширму «Опыты с песком и водой дома»; папку-ширму «Опыты и эксперименты песок, глина, камень, почва», предложила педагогам познакомиться с содержанием папки-ширмы и использовать в своей работе с родителями. Принимала участие в педагогическом совете «Человек и природа неотделимы», подготовила для педагогов раздаточный материал: «Что должно быть в экологическом центре».
В декабре оформила для педагогов папку-передвижку «Организация опытно–экспериментальной деятельности по экологии с детьми в старшем дошкольном возрасте».
В январе провела с детьми НОД «Посадка семян гороха» с элементами экспериментирования. Работали по схеме таблице «Стадии роста гороха», закрепили полученные знания в рисовании. Провела с родителями консультацию: «Экологическое воспитание дошкольников в семье».
В феврале провела с детьми НОД «Влияние света на растение»; продолжали наблюдение в течении месяца. Провела для педагогов консультацию: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду».
В марте провела с детьми НОД «Воздух и его свойства» с элементами экспериментирования. Закрепили полученные знания посредством рисования «Предметы в которых находится воздух». Разместила в уголок для родителей папку-ширму: «Опыты с воздухом».
В апреле познакомилась с методическими рекомендациями в периодической печати.
В мае провела итоговую диагностику экологических знаний детей старшей группы; оформила для родителей фотовыставку «Я исследователь», в которой они принимали непосредственное участие; подготовила отчет о проделанной работе за учебный год.
Практические выходы:
1. Принимала участие в педагогическом совете «Человек и природа неотделимы», подготовила для педагогов раздаточный материал: «Что должно быть в экологическом центре».
2. Оформила папки-ширмы: «Опыты с песком и водой дома»; «Опыты и эксперименты песок, глина, камень, почва»; «Опыты с воздухом».
3. Оформила папку-передвижку «Организация опытно–экспериментальной деятельности по экологии с детьми в старшем дошкольном возрасте».
4. Оформила фотовыставку «Я исследователь».
5. Подготовила отчет о проделанной работе за учебный год.
4. Творческое сотрудничество (с педагогами, старшим воспитателем, специалистами ДОУ);
Тесное творческое сотрудничество с педагогами, старшим воспитателем, специалистами ДОУ позволило подготовить материалы для педсовета; пополнить методическую базу по теме самообразования, подготовить отчет о проделанной работе за учебный год, получить высокую оценку коллег.
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы;
- Новые подходы к проведению НОД в рамках внедрения ФГОС;
- новые требования к оформлению документации (конспектов НОД).
6. Постановка новых задач.
Цель: повысить уровень экологических знаний детей подготовительной к школе группе с помощью исследовательского метода.
Задачи:
1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Разработать исследовательский проект с детьми.
5. Оформить в группе центр опытно-экспериментальной деятельности.