МААМ-картинки

Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании

Наталья Копотиенко
Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему ««Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

ФГОС дошкольного образования направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у дошкольников познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

Публикация «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» размещена в разделах

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

- формирование целостной картины мира,

- расширение кругозора детей.

Дети — прирожденные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Важно то, что самые ценные и прочные знания детей добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО : наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

Основной целью своего исследования считаю : создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста посредством экспериментально-проектной деятельности.

Основные направления работы и способы их реализации:

Во-первых, создание предметно-развивающей среды:

- создание зон экспериментирования, опытно-поисковой работы;

- создание библиотеки познавательной литературы для детей;

Во-вторых, формирование у детей навыков экспериментальной деятельности:

- обучение дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности.

В-третьих, взаимодействие с родителями детей:

- ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности с помощью различных форм.

В-четвертых, оценка уровня сформированности навыков экспериментально-проектной деятельности :

- мониторинг.

В своей деятельности я, использую следующие виды проектов :

исследовательские - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта;

игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

информационные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников;

творческие: в виде совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде выставки, альбома пр.

комплексные, например;

индивидуальные, например;

Основные этапы моей работы по каждому проекту :

Первый этап. Решаются следующие задачи:

– дети учатся внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения;

– дети включаются в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием живых объектов природы;

– воспитатель пробуждает в детях потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.

Второй этап. Я приобщаю детей к исследовательской деятельности : формирую исследовательскую активность в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Свою задачу я вижу в создании таких условий для обучения, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера.

Например, в процессе проведения проекта организуем серию познавательных игр: «Загадайкино», «Вопрошайка», «Угадайка», они учат выявлять главные признаки объекта, его функции, формируют умение давать полную характеристику предмету, определять его место в этом мире, развивают умение ставить вопросы с тем, чтобы угадать предмет.

Одна из главных ситуаций, в которую надо ставить ребенка, чтобы развивать у него умение ставить вопросы исследовательского характера — проблемная. Опыт свидетельствует: наиболее эффективно процесс протекает в тех случаях, когда ребенок исследует именно такую ситуацию. На этом этапе очень важно научить выдвигать доказательства. Чтобы обучение стимулировало творческое развитие ребенка, важно озадачить его и включить в поисковую деятельность.

Третий этап. Его цель — организация собственной деятельности детей в процессе деятельности.

Основная задача — увеличить долю самостоятельности ребенка в решении познавательных проблем, поставленных как мною, так и самими детьми.

Но без помощи родителей не обойтись. Главными задачами во взаимодействии с родителями являются: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов; активизация и обогащение воспитательских умений родителей.

Индивидуальный проект «Загадочные слоны».

Здесь родители активные участники в реализации проекта. Взрослые выступают в роли партнера и носителя информации для ребенка, являются помощниками в его саморазвитии.

В процессе исследовательской работы, ребенок, с помощью мамы и папы, более углубленно изучает выбранный объект. Ищет ответы на, казалось бы, простые для взрослых вопросы: Какие бывают слоны? Где они живут? Зачем слону такой длинный хобот? И другие.

Была подготовлена и показана интересная презентация о жизни слонов. Итогом стала выставка творческих работ детей.

Исследовательский творческий проект «Что мы знаем о снеге?».

Когда с детьми зимой выходим на прогулку, всегда при наблюдениях у них возникает большое количество вопросов: Почему снег белый? Как он появляется? Почему его нельзя есть? Почему тает? Почему скрипит?

Возникла идея, с помощью исследовательского проекта, найти ответы на все их вопросы. Цель проекта : исследовать, что такое снег, изучить его свойства.

Методы исследования : беседа с детьми, найти информацию про снег в книгах, в Интернете; спросить у взрослых; наблюдения; опыты со снегом и льдом, рассматривание картин, чтение художественной литературы, лепка из снега, подвижные игры, художественная и трудовая деятельность.

Итог проекта : презентация, стенгазета «Мы мороза не боимся», выставка детских работ «Зимушка-зима».

Комплексный проект «Лук - зеленый друг».

На первом этапе проекта дети просто поиграли с репками лука, рассмотрели их как следует и, под моим руководством, разобрались с характерными признаками и особенностями этих полезных овощей. Что луковицы бывают гладкими, круглыми, желтыми; большими, средними и маленькими; что у них есть верхушка, корешки. Была создана проблема: откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.

На втором этапе было организованно обустройство «грядки», на которой луковки начали «пить воду» из стаканчиков. Результаты наблюдений отражались на страницах специального дневника. А вскоре пришло время сажать луковицы уже в землю. Далее провели эксперимент с луком: одну ёмкость выставили на ежедневно освещаемое солнцем место, а другую - нет. Результаты не заставили себя долго ждать: помещенный на светлое место зеленый лук значительно отличался от растущего в тени, своим ярким цветом и мощными побегами.

Итог проекта : Дети поняли, что растениям нужен уход. Если их поливать, рыхлить землю, содержать на солнце, то можно получить хороший урожай. А ещё зеленый лук стал полезной витаминной добавкой к обеду.

В результате проделанной работы значительно улучшились следующие показатели детской деятельности:

- использование дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.

- изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности в ее решении).

- повышение уровня познавательных способностей детей.

- улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.

Сделаем вывод, что достоинство проектной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, мышления, внимания детей.

Следствием является не только ознакомление их с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей.

Публикации по теме:

Технология исследовательской деятельности в дошкольном образовании Все дети по своей природе исследователи. В каждом ребенке есть неутолимая жажда новых открытий. Любознательность, постоянное стремление.

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Аннотация. В статье рассматривается опыт работы по внедрению в образовательный процесс информационных технологий. Опыт показывает, что информационные.

Культурные практики в дошкольном образованииКультурные практики в дошкольном образовании Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент) Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать,.

Метод проекта в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у дошкольников вызывает деятельность практического характера, изучение.

Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании Андреева Сардана Дмитриевна, воспитатель Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится.

Работа городского ресурсного центра «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС» Кочубеева Наталья Вячеславовна старший воспитатель МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 21 городского округа Железнодорожный.

Районный семинар для воспитателей «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте в условиях реализации ФГОС до»Районный семинар для воспитателей «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте в условиях реализации ФГОС до» Рекомендации: • Устанавливать содержательные связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы).

Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании В настоящее время, компьютерная техника глубоко и прочно вошла в нашу жизнь. В современных школах компьютеры уже не являются чем-то редким.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании.

Эссе «Размышления о дошкольном образовании…» Эссе Воспитание - не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка В. Сухомлинский. Размышляя о своем жизненном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании
Опубликовано: 14 июня 2017 в 02:45
+138Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Копотиенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД