Любовь Мышляева
Исследовательская деятельность: возможности предметно-пространственной среды ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) и т. д.
Публикация «Исследовательская деятельность: возможности предметно-пространственной среды ДОО» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) для реализации образовательной области «познавательное развитие» должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) и т. д.
«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Поддьяков). Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Этот метод включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Детское экспериментирование является одним их ключевых средств интеллектуального развития дошкольников.
Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Это объясняется тем, что им присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате
2. Актуальность проекта:
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Я считаю, что в наше время эта проблема актуальна. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность, для этого нам нужно создать предметно-развивающую среду.
3. Гипотеза исследования :
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды, в частности, в зоне экспериментальной деятельности, будет способствовать формированию познавательного интереса дошкольников.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Опытно -экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
4. Описание проекта:
Объект проекта: Создание развивающей предметно-пространственной среды для экспериментирования старших дошкольников.
Вид проекта. Познавательно-исследовательский
Сроки реализации: Краткосрочный. Январь-март.
Участники проекта: родители, педагог: Мышляева Л. П., дети старшей группы в количестве 28 человек.
Цель:
Организация и возможности использования РППС в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу.
2. Создать условия для создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе для исследовательской деятельности.
3. Разработать информацию для родителей и привлечь их к активному участию в организации и пополнении предметно-пространственной среды.
4. Сформировать познавательный интерес детей в деятельности проблемного характера.
Условия реализации:
1. Изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды для исследовательской деятельности дошкольников старшей возрастной группы, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов:
• Созданы картотеки, соответствующие РППС (уголок экспериментирования в группе).
• Подготовлен материал для исследовательской деятельности.
3. Заинтересованность родителей к данной проблеме с точки зрения содействия создания развивающей предметно-пространственной среды старшей группы на современном этапе.
Прогнозируемые результаты:
1. Проведены запланированные мероприятия.
2. Создан уголок экспериментирования в группе.
3. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
4. Дети проявили устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и научились пользоваться приборами и материалами не только во время НОД, но и в режимных моментах.
Система работы предполагает деятельность участников на определенных этапах. В каждом этапе определены цели и основные направления деятельности по ее организации.
Таким образом, программа реализации проекта может быть представлена следующим образом :
1 этап подготовительный (информационно-аналитический)
На первом этапе была определена актуальность работы, поставлена цель и сформулированы задачи. Был произведен анализ оснащения РППС на соответствие ФГОС ДО (выявлено, что предметно-развивающая среда не соответствует требованиям ФГОС). Был разработан календарно-тематический план работы как с детьми, так и родителями (законными представителями) воспитанников (проведена консультация с родителями по экспериментированию, анкетирование родителей). На данном этапе для выявления общих сведений о воспитанниках было использовано наблюдение, как метод сбора информации, где было выявлено, что только с помощью воспитателя дети могут проводить исследовательскую деятельность.
2 этап: формирующий
На втором этапе мы создали предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов со всеми воспитанниками группы для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности под названием : «Уголок экспериментирования». В качестве созданных условий выступали: место для постоянной выставки, где размещается музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.); место для приборов; место для хранения материалов (природного, "бросового"); место для проведения опытов; место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.). Таким образом развивающая предметно-пространственная среда уголка была представлена дидактическим и стимулирующим компонентами и компонентом оборудования. Один раз в неделю была организована образовательная деятельность, в ходе которой старшие дошкольники учились проводить простейшие опыты с живой и неживой природой, делали умозаключения и изготавливали схемы и памятки, условные графические обозначения, результаты фиксировали в специально заведенной тетради. Также была создана картотека опытов и экспериментов, дидактических игр, проводилась предварительная работа по проблемным вопросам.
3 этап: обобщающий
1. Подведение практических итогов реализации проекта, проведение мониторинга. На заключительном этапе проекта результаты мониторинга показали следующее: дети самостоятельно видят проблему; выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и самостоятельностью. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность.
2. Обсуждение материалов проекта на педсовете.
3. Участие в смотре-конкурсе на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды по экспериментированию в ДОУ.
5. Результативность.
Проект был реализован с детьми старшей группы. В ходе проведения проекта дети совместно работали, искали и собирали информацию, анализировали и систематизировали ее, тесно общались со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ.
Начальный опыт работы по проекту позволяет сделать вывод об его эффективности и возможности использования в дальнейшей работе. Итак, мы пришли к выводу, что обогащение развивающей предметно-пространственной среды по исследовательской деятельности в группе и использование исследовательских опытов в образовательном процессе ДОУ – это, на сегодняшний день, один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В нашей группе созданы центры активности, и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому : от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т. д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Мы стараемся, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.
В нашей группе детского сада создали уголок исследовательской деятельности, где дети проводили простые и более сложные опыты. В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Уголок пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению воздуха, почвы, воды и т. д., где у детей стойко сформировалось представление о понятии «воздух», его свойствах, причинах возникновения ветра. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту была выдвинута гипотеза: воздушный змей летает потому, что его поднимает ветер. Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. На заключительном этапе проекта результаты мониторинга показали следующее: дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и самостоятельностью. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы. Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом. На базе нашего детского сада между группами проходил конкурс уголков по экспериментально- исследовательской деятельности и наша группа заняла первое место, в связи с чем нас наградили дипломом 1 степени.
6. Заключение
Таким образом, использование в проектной деятельности развивающей предметно-пространственной среды для организации исследовательской деятельности позволяет сформировать у детей первичные научные представления об окружающем их мире, а также развить у детей самостоятельность, инициативу, творчество. Итак, работа по данному проекту позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
7. Используемая литература.
1. Большая энциклопедия для дошкольника. – В. Лаптева, И. Лебедева, перевод, 1998 – ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М. :ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
4. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
5. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л. Н. Прохорова. -М. ; 2010 г.
6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.