Дуюнова Яна Сергеевна
Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре
Слайд 1
Добрый день Уважаемые участники, гости и организаторы мероприятия!
Меня зовут Яна Сергеевна Дуюнова, музыкальный руководитель детского сада Светлячок, п. Ярославский.
Сегодня я буду выступать с темой:
«Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной народной культуре»
Публикация «Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Темочки
"Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен"
Николай Михайлович Карамзин.
Слайд 2ультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и эт
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, противостоянии бездуховности и потребительства, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Осуществляя музыкальное воспитание детей с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов.
СЛАЙД 3
Поэтому актуальность выбранной мною темы, определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.
Основной целью является: формирование интереса к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам
Слайд 4
В ходе работы реализовала следующие задачи, которые вы можете видеть на экране
Ожидаемый результат: В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли; эмоциональности; сосредоточенности; развиваются и совершенствуются музыкально-ритмические способности. Дети согласовано действуют в коллективе, формируется чувство ансамбля.
Слайд 5
Игру на деревянных ложках я применяю в самых разных видах деятельности детей как в совместной, так и самостоятельной: игровой, театрализованной, прикладной и музыкальной.
Слайд 6
Столкнувшись с данным видом деятельности, у меня возник интерес к опыту работы некоторых педагогов в данном направлении. Ознакомление с «ложкарной» технологией начала с изучения методического пособия по обучению детей игре на ложках, разработанное кандидатом педагогических наук Дмитрием Анатольевичем Рытовым. В своей работе он рассказывал о том, что знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку первоначальный опыт слухового восприятия.
Слайд 7
Мною были изучены рекомендации Натальи Григорьевны Кононовой «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», раздел «Озвученные музыкальные игрушки – инструменты», где она рассказывает о том, как используются ложки в качестве ударных инструментов.
В рамках самообразования в данном направлении приняла участие в вебинаре Новоскольцевой Ирины Арсентьевны, на тему «Обучение детей игре на ложках»
Слайд 8
Игра на ложках привлекательна для детей любого возраста, так как освоение простейших приемов не требует длительного времени и специальной подготовки. Достаточно взять ложки за черенки в руки, и, ударяя ими друг о друга, получить яркий звук.
Стоит отметить, что применяя только ложки, можно достаточно быстро создать ансамбль ложкарей, являющийся активной формой музыкального воспитания в процессе коллективной музыкально-прикладной деятельности.
Слайд 9
Невозможно определить, когда появились русские ложки и стали использоваться как музыкальный инструмент, но ложки были и остаются незаменимым, исконно русским инструментом с ярким и уникальным тембром. Ложки являются одним из самых древних, но известных музыкальных инструментов, это самовыражение русского народа и отражение русской души. Возрождение интереса к игре на деревянных ложках прослеживается из года в год. Повсюду возникают всё новые и новые ансамбли ложкарей. Ложки используются в народных и фольклорных ансамблях, оркестрах, хорах. Всё чаще инструментальные коллективы стали использовать деревянные ложки в сольных партиях.
Изучив методические материалы, я разработала программу дополнительного образования «Весёлые ложки», которую провожу в торой год.
Некоторые приёмы игры на ложках мы составляем вместе с детьми и даем им свои названия. Практическое применение в моей работе по обучению дошкольников игре на деревянных ложках получили программы Марии Каплуновой и Ирины Новоскольцевой «Ладушки» на развитие и формирование метроритмического чувства и Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой «Весёлая шарманка».
Слайд 10
• Моя работа ведется в трех направлениях:
1. Педагог – ребенок.
– музыкальные занятия (индивидуальные и групповые);
– кружковая работа;(которая началась с началауч года)
– праздники и развлечения;
– концерты и выступления;
– конкурсы.
2. Педагог – педагог.
– праздники и развлечения;
– мастер классы;
– консультации;
3. Педагог – родитель.
– праздники и развлечения;
– мастер классы;
– консультации;
– мини-музей.
- информационная доска.
Слайд 13
Игровая форма занятий оказалась очень привлекательной для детей, и показала высокие результаты. Изменилась структура образовательной деятельности. Работая над техникой игры, мне пришлось научиться держать ложку в левой руке, т. к. зеркальное отображение детям более понятно.
Упражнения для развития метроритмического слуха я брала самые простые (Петушок, Жили у бабуси и т. д., далее попевки усложнялись, затем предлагала прохлопать ритмический рисунок попевки ладошками, только потом на народных инструментах используя (бубен, металлофон, барабан и т. д.).
Освоив основные приемы игры на ложках, я стараюсь объяснить детям, что ансамбль смотрится и звучит красиво только тогда, когда все дети играют «как один» одновременно.
Слайд 14
Итоговой работой с детьми подготовительной и старших групп, можно считать участие в окружном фестивале самодеятельного творчества «Фейерверк талантов» где мы заняли 3 место,
Слайд 15
провела мастер-класс для педагогов своего детского сада и коллег на методическом объединении музыкальных руководителей Хорольского муниципального округа.
Слайд 16
Ну и в завершении могу сказать что, обучение игре на деревянных ложках оказывает большую помощь в музыкальном воспитании детей, а это в свою очередь, способствует сохранению русских народных традиций, культуры. Мы стараемся сохранить традиции нашего народа, а вместе с тем сохранить в детской душе то национальное богатство, которое нам передали предки.