Татьяна Тукиш
Конспект занятия «Йотированные гласные. Буква Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Йоти рованные гласные – это гласные буквы, которые в отдельных случаях могут обозначать сразу два звука. Йотированные гласные- это очень сложная тема для детей 6-7 лет. Но изучать ее надо, вариантов, как говорится, нет.
Очень помогают в изучении скороговорки, игры, загадки. Ранее я писала об играх, которые использую в начале изучения йотированных букв. Игры, которые я представляю сегодня будут уместны тогда, когда дети уже знакомы с данными буквами.
Публикация «Конспект занятия „Йотированные гласные, Буква Я“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Д/и «Яхты». Выставляются рисунки яхт со схемами слов (начало, середина, конец)
Отгадайте загадку, скажи, где находится в словах буква «Я» :
“Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего”(Язык).
Весной появляются.
Всё лето растут,
А осень придёт – опадут!» (Листья.)
«Она шипит, она пугает,
Под листья быстро уползает» (Змея.)
«Кораблям надёжный друг!
Лапой сжал морской я грунт.
И на дне морском лежу
Крепко корабли держу». (Якорь.)
«Я темного цвета,
Стою на земле.
И много вещей
Хранится во мне». (Ящик.)
Работа со скороговоркой. Д/и «Как работает буква «Я». Предлагаю детям понаблюдать за работой буквы «Я».
Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.
Сначала называем все слова с буквой Я (яхта, моя, я, моря).
- Какое из этих слов “особое”? Почему?
- В каком из слов «Я» выполняет работу- смягчение предыдущего согласного?
(моря) – составляем звуковую схему слов.
- Какую работу выполняет буква Я в словах – яхта, моя? Докажите.
Составляем звуковые схемы слов.
- Что заметили? Чем похожи слова?
Делаем вывод: В начале слова или перед гласными буква Я обозначает два звука.
В остальных случаях отдает команду мягкости согласного.
Предлагаю детям отгадать загадку:
Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие дети.
А теперь попробуем яблоко сорвать.
Выполняя физминутку, прошу детей обратить внимание на слово с «Я».
“Вот так яблоко”.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать. (Дети имитируют движения.)
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
- В каком слове, в нашей физкультминутке, буква Я выполняет работу – обозначает два звука? (яблоко)
Выполняем звукобуквенный анализ слова яблоко.
Игра «Закончи предложение»
Правило: Закончите предложение словом, которое начинается на букву Я.
Мальчик бежал и упал в (яму).
На завтрак у нас были (яйца).
Солнце светит очень…. (ярко).
День сегодня был теплым и (ясным).
На следующий год мы будем изучать английский (язык).
Д/и «Объясни слово».
Если никто не может объяснить слово, выясняем, где можно найти и узнать значение этого слова? (спросить у педагога, у родителей посмотреть в Интернете, заглянуть в Толковый словарь).
Ялик – небольшая шлюпка с одной или с двумя парами весел.
Посчитайте сколько букв, звуков. Докажите.
Маяк – башня с сигнальными огнями на берегу моря или острове, для ориентировки проходящих кораблей.
Посчитайте сколько букв, звуков. Докажите.
Д/и «Найди новое слово»
Ямка – Маяк (переставьте буквы в слове так, чтобы получилось новое слово).