Никитченко Елена
«Интересная философия для детей». Обзор и внедрение методического пособия Наталии Васильевны Гавриш
▼ Скачать + Заказать документы
- Создание новой философии воспитания, адекватной сегодняшним условиям.
- Поиск истины, любви к знаниям, мудрости;
- Формирование теоретической формы мировоззрения, самоутверждения в мире.
Задачи:
Развитие особого вида мышления;
Рассуждения с целью ориентации ребенка в мире;
Учить удивляться, задавать вопросы «глобального» масштаба: "Как произошел мир?", "Откуда я?", «Почему существуют добро и зло?», "Что было, корда ничего не было?";
Учить устанавливать причинно-следственные связи, моделировать;
Ценить позитивное поступки и явления.
Ожидаемый результат:
Публикация «„Интересная философия для детей“, Обзор и внедрение методического пособия Наталии Васильевны Гавриш» размещена в разделах
Научить детей делать «открытия»;
творчески решать проблемные ситуации;
переносить знания в новую ситуацию;
сформировать первичное понятие «секрета счастья человека» : Быть довольным тем, что имеешь.
ЗАКОНЫ ПОЗНАНИЯ:
как мы познаем мир;
настоящее и ненастоящее;
кажется и на самом деле;
кто как видит мир;
мало и много;
думаю и знаю;
удивление и мышление
исследуем знакомое и незнакомое.
ЗАКОНЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА:
характер и настроение;
совесть;
хочу и могу;
хвастовство, совесть, скромность;
гордость и высокомерие;
милосердие;
мудрость;
человеческие ценности
ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ:
Откуда и как все возникло;
важное и незначительное;
куда уходит время?
путешествие во времени;
закономерность – случайность;
движение и развитие
ЗАКОНЫ СОЦИУМА:
мое – твое – наше;
родственники – друзья– чужие;
законы дружбы;
отношения со взрослыми;
свобода заканчивается там, где начинается ответственность;
язык жестов
Основной формой курса «Философии для детей» являются занятия.
На занятиях формируется сообщество следопытов. Роль педагога на занятии заключается в руководстве – но суть руководства втом, что педагог превращается из эксперта, который все знает, на соучастника диалога, искателя истины.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФИЛОСОФСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Гуманизация.
Учет возраста и психологических способностей детей.
Принцип диалогичности.
Проблемность.
Текстоцентризм.
Символизация знаний.
Радость познания.
МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ.
Мотивация познания.
Смыслообразующая идея.
Обсуждение.
Осмысление.
Формирование первичного опыта – «проживание».
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Коллективная работа.
Работа в группах.
МЕТОДЫ.
Полилог.
Мозговая атака.
Работа с текстом.
Моделирование.
Игры-имитации.
Создание интеллектуальных карт.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ.
Мы часто говорим об интерактивных методах, то есть, таких, которые помогают организовать взаимодействие вгруппе. Взаимодействие «взрослый – дети» или «дети-идети» так или иначе реализуется через диалог. Поэтому поговорим о способах организации диалогового взаимодействия.
Большинство из этих методов известны как методы ТРиЗ.
Карусель:
Работа в сменных парах. Обеспечивает обмен мыслями между всеми детьми. Дети садятся по кругу лицом друг к другу. После обмена мыслями внешний круг двигается, а внутренний остается на месте. Все могут обмениваться мыслями.
Мозговая атака:
Решение проблемы путем коллективного обсуждения. Дети высказывают какие-либо суждения, которые принимаются без критики. Все версии анализируются, в процессе чего формируется правильное решение
Броуновское движение:
Дети хаотично двигаются по комнате образуя пары с целью нахождения ответа на вопрос.
Прес:
Построение высказываний по алгоритму: я считаю, что, таким образом.