Светлана Плиско
Консультация для воспитателей «Обзор парциальной программы «Основы безопасности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обзор парциальной программы «Основы безопасности детей» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н.»)
Программа разработана на основе Проекта государственных стандартов дошкольного образования.
Предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Публикация «Консультация для воспитателей „Обзор парциальной программы „Основы безопасности детей“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цели программы - сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Основное содержание работы по программе строится по направлениям:
1. Ребенок и другие люди;
2. Ребенок и природа;
3. Здоровье ребенка;
4. Ребенок дома;
5. Эмоциональное благополучие ребенка;
6. Ребенок на улицах города.
В раздел «Ребенок и другие люди» авторы программы сочли необходимым включить особое содержание, которое отражает общие изменен ия, происходящие в нашей жизни.
Содержание раздела «Ребенок и природа» позволяет донести до детей представления о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов.
Раздел «Ребенок дома» раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей. Выделяются три группы предметов, взаимодействие с которыми в той или иной степени опасно для жизни и здоровья детей :
Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено па формирование у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму
Основным условием работы по разделу «Эмоциональное благополучие ребенка» авторы считают профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением
Работа по разделу «Ребенок на улицах города» проводится через знакомство детей с правилами поведения на улицах города. Детям объясняют необходимость соблюдения правил и рассказывают об опасности, которая может возникнуть, если пренебрегать ими, что для этой цели существуют правила дорожного движения. Ими регулируется поведение пешеходов и водителей, объясняют, что дорожные знаки помогают и пешеходам, и водителям ориентироваться на улицах города.
Авторы подчеркивают, что программа не накладывает ограничение на выбор материалов, оборудования, методических приемов. Важно использовать методы, адекватные возрастным особенностям детей и целям развития. Вместе с тем в силу особой значимости для охраны здоровья ребенка требуется соблюдение следующих основных принципов :
- полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам работы;
- системности - работа должна проводиться целенаправленно весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;
- сезонности - учитывать климатические и сезонные изменения для максимального приближения ребенка к естественным природным условиям;
- учета условий городской и сельской местности – раскрывать содержание учебного материала так, чтобы компенсировать неосведомленность детей в правилах поведения в непривычных для них условиях;
- возрастной адресованности – содержание работы разного возраста выстраивается в соответствии с возможностями детей по усвоению материала;
- интеграции — программа может реализовываться как самостоятельная парциальная программа, может выступать как составная часть комплексной программы по направлениям : физическое развитие и здоровье, развитие экологической культуры, развитие игровой, театрализованной, изобразительной деятельности. Программа не должна быть искусственной надстройкой, а представлять целостный педагогический процесс;
- координации деятельности педагогов - тематические планы воспитателей и специалистов должны быть согласованы, чтобы избежать повторов и обеспечить последовательность усвоения знании детьми;
- преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - родители становятся активными участниками педагогического процесса в детском саду, должны поддерживать требования педагогов, проводить с детьми дома беседы и обсуждать конкретные темы, предложенные педагогами.
Выбор приоритетных направлений работы, методических приемов, материалов, как считают авторы программы, должен определяться конкретными условиями: месторасположением детского сада (город, село, климатическими, социокультурными, региональными особенностями, типом здания, помещений дошкольного учреждения, оснащением и оборудованием групп и участка. В условиях вариативности не может быть предложена единая модель планирования педагогической работы. Авторы оставляют за каждым педагогическим коллективом возможность ее творческой адаптации.
К программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» подготовлены учебно- методические комплекты для работы с детьми 6-7 лет и методические рекомендации для воспитателя. В пособие включены примерные сценарии занятий с детьми, игры, тренинги, литературно- художественные произведения (стихи, загадки, пословицы, связанные с той или иной темой.
Специальные тетради с развивающими заданиями рассчитаны на активную самостоятельную деятельность детей. Авторы предлагают четыре рабочих тетради. Приступая к работе с тетрадью, педагог должен заранее ознакомиться со всеми заданиями и определить сколько страниц оно занимает. В первых трех тетрадях дается по 12 заданий, в четвертой – 10. На первой странице тетради в краткой форме изложены все содержащиеся в ней задания, что полностью соответствует последовательности их разъяснение в методическом пособии. В середине каждой тетради имеются страницы, предназначенные для вырезания, - дидактический материал для игровой деятельности.
Программа содержит как традиционные темы (знакомство со съедобными и несъедобными грибами и растениями, так и совершенно новые темы и методы (тренинги поведения в опасных ситуациях, психотерапия детских страхов [с. 110-113]. Впервые достаточно подробно описано строение тела человека, функции его органов и систем [с. 84-88, 93].
В программе не только отражены разделы, но и даются рекомендации по взаимодействию с родителями.