Татьяна Кизимова
Интерактивные схемознаковые модели представления учебного материала
▼ Скачать + Заказать документы
«Интерактивные схемознаковые модели
представления учебного материала»
Сообщение Т. Б. Кизимовой, Ж. А. Колобовой на мероприятии по преемственности между ДОУ и НОО 31.01.2019г. на базе МОУ «Сланцевская СОШ №1»
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Коммуникативные УУД включают в себя:
Публикация «Интерактивные схемознаковые модели представления учебного материала» размещена в разделах
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т. п. ;
- формирование умения работать в парах и малых группах;
- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
Владение всевозможными схематическими способами представления учебной информации в «сжатом», удобном для восприятия виде – необходимость в современном информационно насыщенном мире. Интерактивные схемы обеспечивают последовательное раскрытие темы, позволяют легче запоминать изучаемый материал, усваивать связи и закономерности событий. Представление учебной информации в интерактивных схемознаковых моделях имеет ряд преимуществ и недостатков по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала.
Преимущества и недостатки представления информации в интерактивных схемознаковых моделях
Преимущества Недостатки
1. Преобразование учебного текста в визуальную форму – активизация мышления.
2. Помогает глубже овладеть предметом.
3. Способствует более рациональному приёму работы с учебным текстом.
4. Средство организации и активизации самостоятельной работы.
1. Отдельные части материала очень трудно «поддаются» структуризации.
2. Схематическая форма не в полной мере соответствует «кодируемому материалу».
Существует великое многообразие различных форм и видов работы по формированию коммуникативных УУД. «Сжатие» и визуализация учебной информации технологически могут быть достигнуты разными методическими приёмами. В зависимости от выбранного приёма можно выделить следующие распространённые схемознаковые модели представления знаний :
• денотатный граф;
• лист опорных сигналов;
• ментальные карты;
• схемы «фишбоун»;
• когнетивно-графические элементы «здание» и «дерево».
Денотатный граф – эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевых понятий. Например, в представленном денотатном графе в верхнем прямоугольнике располагается основная тема или понятие, в нижних прямоугольниках – глаголы, которые раскрывают содержание основного понятия, и конкретизация каждого глагола.
Овладев методикой графов понятий, обучающиеся легко могут самостоятельно справляться с большими объёмами работы с текстом, а учитель – осуществлять оперативный контроль усвоения ими учебного материала.
Порядок создания графа:
выделение ключевого слова или словосочетания;
выбор глаголов, связывающих ключевое понятие и его существенный признак;
дробление ключевого слова на «слова-веточки».
Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.
Такой вид схемы позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Прядок создания схемы :
провести горизонтальную стрелку;
от главной кости нарисовать дополнительные косточки, каждая из которых посвящена одной проблеме;
продумать расположение частей проблемы так, чтобы наиболее важная находилась в голове рыбы.
Мастер-класс по составлению схемы на уроке литературного чтения проведёт Татьяна Дмитриевна Махнырь.
Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. Депортер и М. Хенаки. Это технология подачи информации в графическом виде, отражающая связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.) между понятиями, изучаемой предметной области. (ПРЕДСТАВИТЬ РАЗНЫЕ КАРТЫ)
Ментальные карты позволяют структурировать и обрабатывать информацию. Они строятся на основе ключевых фраз, расположенных в центре карты и на её ветвях. В виде ментальных карт могут быть отображены схемы, в которых наглядно представлены различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединённые общей идеей. Использование ментальных карт позволяет за меньшее время представить больше информации.
Подробнее об использовании ментальных карт на уроке русского языка расскажет Федоренко Елена Евгеньевна.
На уроках в начальной школе, одновременно с использованием схемознаковых моделей, используют и побуждающий диалог. Он состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру : начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе, при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска, в крайнем случае завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново.
Фрагмент урока по проблемному диалогу с выдвижением нескольких гипотез представит Жанна Анатольевна Колобова.
Творчески работающий учитель и воспитатель, несомненно, найдёт немало приёмов, позволяющих включить младших школьников в активную совместную деятельность по выделению понятий темы и перевода учебной информации в схемознаковые модели. Они могут:
• использовать готовые графические схемы;
• строить графические схемы на уроке по ходу изложения материала;
• организовывать разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности детей по использованию графических схем.
О том, как используют схемознаковые модели в ДОУ сообщит Любовь Андреевна Балашова в сообщении «Формирование предпосылок к УУД с использованием схемознаковых моделей (мнемотаблицы в образовательном процессе ДОО).
Использование интерактивных схемознаковых моделей даёт возможность сделать занятие более интересным и разнообразным. Данные модели могут применяться в образовательных учреждениях любого типа, хорошо комбинируются и с традиционной системой обучения, и с любой инновационной обучающей технологией и позволяет усовершенствовать учебный процесс по следующим направлениям:
• они учат выделять, обобщать и систематизировать;
• отсеивают лишнюю, второстепенную информацию;
• максимально упрощают восприятие информации.
Елена Николаевна Гомбалевская представит мастер- класс по формированию связной речи с использованием технологии ТРИЗ.