марина
Интерактивные методы работы с детьми дошкольного возраста как эффективные условия повышения качества результатов в ГДО
Интерактивные методы работы с детьми дошкольного возраста как эффективные условия повышения качества результатов в ГДО №3
Современный мир диктует свой взгляд на то, какой должна быть успешная личность 21 века: открытой к вешнему миру, уверенной в своих силах, проявляющей инициативность и самостоятельность, а также положительное и доброжелательное отношение к себе и окружающим. Современная модель образования и Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы предполагают высокие технологии развития компетентности детей в сфере отношений к миру, к людям, к себе. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для фундаментального развития личности человека и очень важно подобрать такие педагогические технологии и методы, которые будут ориентированы на осознание и установление гуманных взаимоотношений детей с окружающим миром и людьми. С этой точки зрения значение интерактивных методов трудно переоценить.
Публикация «Интерактивные методы работы с детьми дошкольного возраста как эффективные условия повышения качества результатов в ГДО» размещена в разделах
Понятие интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к организации процесса, направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в решение общей задачи: идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная технология способствует становлению коммуникативной компетентности, развивает умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации, учит принимать решение и добиваться результатов.
Кроме того, интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Коммуникация», а именно:
• развивают свободное общение со взрослыми и детьми;
• развивают все компоненты устной речи детей;
• способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.
Совместная деятельность дошкольников в ходе интерактивных методов происходит в процессе доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивает их коммуникативные навыки, переводит их на более высокие формы сотрудничества.
Выбрав для себя метод интерактивного обучения, необходимо соблюдать основные его принципы.
Основные принципы интерактивного обучения
Свобода выбора - право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всё м: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения.
Принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса.
Принцип деятельности — обучение через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.
Принцип идеальности — предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.
Обратная связь — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение мероприятий.
Так же ведущими принципами организации интерактивного процесса являются :
• мыследеятельность;
• смыслотворчество;
• рефлексия.
Особенностями интерактивных методик являются :
• Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
• Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеетсобственные правила).
• Наличие ясной, конкретной цели.
• Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они
• сами определяют.
• Групповая рефлексия.
• Подведение итогов.
В своей работе я использую такие интерактивные технологии как :
1. работа в парах, в малых группах (работа в тройках,
2. «карусель»,
3. «цепочка»,
4. «интервью»,
5. «хоровод»,
6. «аквариум»,
7. «большой круг»,
8. «дерево знаний».
9. Не законченное предложение, его лучше использовать на рефлексию
Используя данные формы организации совместной деятельности детей, я учу их взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, моделировать ситуации, оценивать свои действия и поведение партнера. Внедрять интерактивные методы в работу с детьми нужно осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте – в основном используются технологии: работа в парах и «хоровод».
В среднем дошкольном возрасте - добавляются технологии: «цепочка», а в конце года - «карусель» и «интервью». «Цепочка» – начальным этапом работы была интерактивная технология «Хоровод». Используя технологию «цепочка», у детей продолжают формироваться навыки произвольного поведения, такие как: соблюдение правил очерёдности, умение работать в команде, подчинение своих желаний желанием команды. Но в отличие от других возрастов за соблюдением очерёдности следят сами дети. «Карусель» - в этой технологии созданная динамическая пара стимулирует общение между всеми детьми. Каждый новый диалог формирует у ребёнка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества, умение принимать и понимать новый взгляд на проблему. Это достигается за счёт того, что каждый новый диалог чем-нибудь отличается от предыдущего (вопросами, интонацией, тем самым создастся ситуация успеха, в процессе чего у ребёнка продолжает формироваться положительная самооценка. Воспитатель предлагает детям договориться, кто с кем будет в паре, кто из пары детей будет стоять во внешнем кругу, а кто во внутреннем. Дети внутреннего круга задают вопросы внешнему. «Интервью» - благодаря этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает детей к взаимодействию «взрослый - ребёнок», «ребёнок - ребёнок». На начальном обучающем этапе воспитатель сам выбирает ребёнка, который будет брать интервью (считалочкой и т. д.). Вопросы используются не сложные, такие как: «Что понравилось?», «Что не понравилось?», «Что делали?» и т. д.
старшая группа – работа впарах, хоровод, цепочка,карусель, интервью, работав малых
группах (тройках,аквариум;.
Подготовительная группа -работа в парах, хоровод, цепочка,карусель, интервью, работа в малых группах (тройках,аквариум, большой круг, дерево знаний.
Отдельные места из сказок мы проигрывали с использованием интерактивной технологии «Аквариум» ее суть заключается в том, что несколько человек разыгрывают сцену в круге, а остальные наблюдают и анализируют, вносят предложения. Показ сказочного фрагмента помогает ненавязчиво организовать ролевой диалог. А прием «Озвучивание сказки» способствует развитию интонационной выразительности дошкольников. Технология «Большой круг» – это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную проблему. Воспитатель создает проблемную ситуацию или дает описание логической задачи и предлагает обсудить ее, побуждая детей к конструктивному взаимообщению. Каждый ребенок в «Большом круге» высказывает свое мнение, затем передает право высказать свою мысль другому ребенку, взяв его за руку. Прослушав все высказывания, один из детей делает выводы из полученной информации. Технология «Дерево знаний» развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки-картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и попробовать на себе интерактивные методы
Интерактивный метод «Работа в тройках», очень эффективны игры со сказкой, такие как «Создай новую сказку» - суть этой игры состоит в том, что по иллюстрации знакомой сказки с включением случайных героев из других сказок. (Например, иллюстрация к сказке «Теремок» и случайный герой красная шапочка).
Таким образом, можно сделать вывод что интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивных методов дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.