Марина Наймушина
Опыт работы «Интерактивные игры дошкольников — это просто»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение
«Центр развития речи - Детский сад № 13»
Из опыта работы
«Интерактивные игры дошкольников – это просто»
(для педагогов дошкольников)
Наймушина Марина Евстафьевна,
воспитатель
Пермский край
г. Соликамск
МАДОУ «Центр развития речи
Детский сад № 13»
«Детская природа ясно требует наглядности.
Публикация «Опыт работы „Интерактивные игры дошкольников — это просто“» размещена в разделах
Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам,
и он будет долго и напрасно
мучиться над ними; но свяжите с
картинками двадцать таких слов – и
ребёнок усвоит их на лету…»
К. Д. Ушинский
Замечательные слова великого педагога К. Д. Ушинского актуальны и в наши современные дни.
Принцип наглядности – важнейший дидактический принцип.
Наглядность - интересная, отвечающая требованиям современной динамичной жизни в полной мере решается на интерактивной доске – технике XXI века.
Современные мультимедийные технологии постепенно входят в дошкольное образование.
Современные дети – современный детский сад, современные методы работы, призванные, согласно ФГОС ДО, обеспечить доступность качественного образования воспитанников с учётом их возможностей, интересов и склонностей, расширить активность социализации личности.
Интерактивная доска SMART Board появилась в нашем логопедическом детском саду, в группе, где я работаю не так давно.
Сразу возникла масса вопросов. Как наилучшим образом использовать интерактивную доску в образовательном процессе? С помощью, каких программ готовить наглядность к занятиям?
Самостоятельно изучила возможности программы SMART Notebook 14, просмотрела мастер-класс на сайте «Методисты. Для начинающих», познакомилась с материалами по работе с интерактивной доской на интернет сайтах. Пригодились начальные знания устройства компьютера, работа в программах Microsoft Word, PowerPoint, практика работы в Интернете (поиск изображений).
Создавая игровое упражнение для интерактивной доски, опиралась на лексическую тему недели. Продумывала цели и задачи, этапы, где необходимы инструменты интерактивной доски (ИД, активное участие детей. Так начала осваивать «волшебную» доску, так назвали её мои старшие дошкольники.
Особенностями наших воспитанников (дети с ОВЗ) являются неустойчивое внимание, снижение работоспособности и скорости восприятия. Игровые упражнения и игры на интерактивной доске позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Наблюдался стойкий познавательный интерес на протяжении всей деятельности, снизилась утомляемость.
Дальнейшее прохождение курсов Зильберман Марии Александровны «Работа с интерактивной доской SMART Board : углублённый уровень (использование галерей, сервис обмена уроками SMART Exchange, создание интерактивных уроков с использованием LAT 2.0-RU)»позволило ещё больше оценить преимущества использования мультимедийных технологий.
ИД используем практически на всех занятиях – формирование целостной картины мира (презентации, виртуальные путешествия в мир предметов, математике – упражнения на счет, сравнение, решение проблемных ситуаций. На речевых занятиях – удобно размещать на ИД подбор картинок по лексике, составление описательных, сюжетных рассказов, знакомить с творчеством детских писателей. Конструктивная деятельность стала ещё интереснее. Художественная деятельность на ИД (рисование маркерами, раскрашивание инструментом заливка и другое) позволяет старшему дошкольнику исправить возможные ошибки, повторить, изменить, дополнить задуманное.
Особо хотелось бы отметить особенность управления интерактивной доской SMART Board – тактильное управление, т. е. доска, реагирует на прикосновение пальца (любого другого предмета, как нажатие компьютерной мыши. Что позволяет контролировать все приложения одним прикосновением, писать, рисовать, сохранять все сделанные записи.
Большая поверхность доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения.
Специальных занятий для изучения доски нам не потребовалось, дети быстро освоили приёмы работы с инструментами и управление, наблюдая за педагогом и сверстниками. Легче пришлось, тем, кто знаком дома с компьютерными устройствами.
Конечно, чтоб игра получилась интересной, от педагога требуется серьёзная предварительная подготовка в соблюдении методических рекомендаций и требований СанПин. Но всё это окупается, когда видишь заинтересованные лица детей. Их привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов, им нравится, у них получается, им хочется играть ещё…
Сравнивая возможности традиционного наглядного материала, как педагог с большим стажем, могу отметить положительные стороны использования интерактивной доски :
наглядный материал отличается яркостью, динамичностью; объекты красочные; их можно спрятать или открыть, ввести на страницу или вывести, запрограммировать на движение в нужном направлении; а ещё к наглядному объекту или слайду можно прикрепить любые звуки или музыку;
есть возможность быстро возвращаться на пройденный ранее лексический материал; напомнить, повторить, обобщить; что особенно актуально в наших условиях (детский сад для детей с тяжёлыми нарушениями речи);
показ наглядности происходит мобильно, достаточно прикоснуться к ней, высвобождается время для решения задач индивидуально - образовательного маршрута воспитанника;
всё это позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность; где воспитанник управляет наглядными объектами – двигает их в любом направлении, рисует, раскрашивает, строит, удаляет и снова воспроизводит и т. д.
Решаются требования ФГОС – индивидуализация образовательного процесса:
• например: для детей со слабым зрением есть возможность увеличить тот или иной элемент, нарисованный на доске, одним движением руки;
• для детей с высокой познавательной активностью – разноуровневые задания.
За время использования интерактивной доски в работе с дошкольниками
Создан дидактический материал по лексическим темам:
игровой досуг «В гостях у колобка» - игровые упражнения «Сосчитай и сравни по величине» (выстраивание в ряд по высоте, «Накорми Мишу» (выбор, чем питается медведь, «Отгадай загадки», «Построй мост по условию»;
игровые задания по теме «Весна» - «Времена года», «Зимующие и перелётные птицы», «Составь рассказ о весне»;
игровые упражнения по теме «Хлеб всему голова!» - «Покупаем хлеб» (классификация предметов, «Что сначала, что потом» (определение последовательности трудовых действий на поле, «Хорошо - плохо» (выбор условий, необходимых для роста колоска, «Профессии». А также игровые задания «Путь хлебного зёрнышка», «С чем пекут пирожки», «Колосок»;
игровые упражнения по теме «Космос» - «Строим ракету», «Сравни по величине», «Придумай инопланетянина»;
творческие задания «Нарисуй своё настроение», «Придумай и нарисуй транспорт будущего», «Это я!»;
дидактические игры «Кто живёт в лесу?», «Машины на стройке»;
упражнения по обучению грамоте «Сложи букву из счётных палочек» и др.
Таким образом, применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) в сочетании с традиционными методами, позволяет нам моделировать различные ситуации через игровые приёмы, которые активизируют познавательно-речевую деятельность детей и усиливают мотивацию усвоения материала.
У детей эффективно развиваются:
- мелкая моторика, воображение и творческие способности;
- способность к планированию деятельности, прогнозированию конечного результата действий;
- дружеские взаимоотношения;
- формируется тончайшая координация движений глаз;
- воспитывается сосредоточенность и внимание к действиям сверстников.