Виктория Ермак
Интерактивные игровые технологии как эффективное средство развития связной речи у дошкольников
▼ Скачать
Интерактивные игровые технологии как эффективное средство развития связной речи у дошкольников
В. Ф. Ермак
МАДОУ «Детский сад №45 «Улыбка», воспитатель 1 квалификационной категории
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят внушительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. опыт работы дошкольных образовательных учреждений указывает о необходимости расширения применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса.
Публикация «Интерактивные игровые технологии как эффективное средство развития связной речи у дошкольников» размещена в разделах
Вместе с тем, применение компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшнем образовании носит большей частью редкостный характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор увеличения качества образования пока не создана. хотя уже сейчас введение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) не только меняет установленный воззрение на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса.
Обращаясь еще к одному нормативному документу. Согласно СанПина пункта 12. «Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет надлежит проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. постоянная длительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут».
плюсы использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими плюсами являются быстрота, оперативность, вероятность просмотра и прослушивания отрывков и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел! ", у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, информационные технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
постоянное применение обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, увеличивает интерес к изучаемому материалу и к теме занятия в целом.
первенствующим направлением моей работы является развитие речи. Это направление выбрано неслучайно, так как у многих детей плохо развита речь. И поэтому, цель моей работы - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели я использую в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяем современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы.
Сегодня хочу поделиться опытом, как ИКТ помогают в работе. Мы видим их необходимость, как для себя, так и для детей, и в работе с родителями.
С детьми ИКТ использую в процессе совместной деятельности на занятиях по развитию речи в качестве современного наглядного материала. Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности.
Практика использования ИКТ позволяет сделать вывод - использование ИКТ в образовательном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
Современность и актуальность учебного материала.
Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
Эстетичность и наглядность.
Обучение через игровую или практическую деятельность
Повышение интереса к проблеме.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем;
-организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ осуществляется по двум направлениям:
- использование ресурсов Интернет; использование готовых обучающих программ;
- создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно.
Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Одной из наиболее удачных форм является мультимедийная презентация.
Основная идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка.
Поэтому главная цель работы это: развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• изучить нормативные законодательные документы, педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;
• обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;
• использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;
• создать набор интерактивных игр, компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы воспитателя по развитию речи.
Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.
Создание занятия-презентации включает три этапа:
Разработка сюжета с учётом методических требований к занятию по развитию речи.
Отбор речевого и наглядного материала.
Техническое исполнение презентации.
Я считаю, что использование на занятиях по развитию речи нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет :
Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.
Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.
Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.
В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.
В нашем детском саду формируется набор мультимедийных презентаций и интерактивных игр по следующим направлениям работы:
· Звуковая культура речи.
· Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
· Формирование лексико - грамматического строя речи.
· Развитие связной речи.
Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
· на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
· обеспечивает наглядность;
· привлекает большое количество дидактического материала.
И в целом, способствует повышению качества образования.
Об эффективности использования ИКТ в совместной деятельности говорят следующие позитивные факторы:
У воспитанников повышается мотивация к работе за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов.
Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности дошкольного образования.
Список литературы:
1. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4 - 7 лет. Волгоград, 2010.
2. Комарова Т. С. Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Москва, 2011.
3. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М. – ТЦ, Сфера, 2008 год. - 235 стр.
4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. – ТЦ: Владос, 2010 год. - 287 стр.
5. ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки № 1155 от 17 октября 2013 года. - 28 стр.