Любовь Конькова
Мастер-класс для педагогов «Интеллектуальные игры в развитии творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1 Слайд
Мастер – класс
«Интеллектуальные игры в развитии творческих способностей дошкольников»
Цель: распространение из опыта работы элементов по использованию логико-математических игр как средства интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по выстраиванию
процесса развития ребенка через логико-математические игры.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Интеллектуальные игры в развитии творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
2. Заинтересовать педагогов новизной методов и приемов интеллектуального
развития дошкольников, активно реализуемых в воспитательно- образовательном процессе детского сада и семьи.
Ход МАСТЕР-КЛАССА
1. Вводное слово
Добрый день, уважаемые коллеги!
- В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».
- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается. Тема моего мастер - класса «Интеллектуальные игры в развитии творческих способностей дошкольников». Давайте для начала разберемся, что же такое интеллектуальное развитие?
Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решений нестандартных задач. Развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста, т. к. дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в возрасте с 2 до 8 лет.
- Как вы считаете, от чего зависит интеллектуальное развитие? (ответы педагогов)
2 слайд
Интеллектуальное развитие зависит :
- от наследственности;
- от образа жизни родителей;
- от условий жизни ребёнка;
- от характера и темперамента ребёнка
- от качеств личности родителей.
Какие способы развития интеллекта вы знаете? (ответы педагогов)
3 слайд
Способы развития интеллекта :
1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые развивают интеллект и мышление у детей;
2. Различные виды творчества : лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
4. Математика и точные науки;
5. Чтение;
6. Изучение иностранных языков;
7. Чтение энциклопедий, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.
2. Практическая часть
Теперь я хотела бы перейти к практической части нашего мастер-класса. Я предлагаю вам побыть сегодня в роли детей.
4 слайд
2.1. Интеллектуальная разминка «Зарядка для ума»
Все мы с вами знаем, что для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинки – зарядка для ума).
Сразу хочу сказать, что в качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант я предлагаю вам следующие:
1) Когда вы смотрите на 2, а говорите 14? (Когда на часах 2 часа дня, т. е. 14
часов.)
2) Как разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко
осталось в корзине? (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)
3) Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит.)
4) Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в
угол стола.)
5) Что случится с вороном, когда ему исполнится два года? (Пойдёт третий
год.)
6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)
7) Четыре года назад Саше было 8 лет. Сколько лет будет Саше через 5 лет?
(17)
Благодарю вас за ответы. Еще раз повторюсь, что подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.
5 слайд
Следующее задание. За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы вы можете записать или запомнить (ручка, бумага на каждого педагога).
- Готовы? Тогда начнем:
– Великий русский поэт?
– Фрукт?
– Часть лица?
– Домашняя птица?
6 слайд
А теперь я предлагаю вам взглянуть на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица). Я уверена, что среди присутствующих есть такие, ответы которых полностью или частично совпали с представленными на слайде. Поздравляю, коллеги! Вы прошли отборочный тур!
7 слайд
Методы интеллектуального развития дошкольников
2.2. Конструктор из пластилина и зубочисток.
(спички, пластилин, доски для пластилина)
Конструктивная деятельность также играет немаловажную роль в процессе интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Несмотря на множество новомодных конструкторов, детям порой интересно повозиться со знакомыми предметами, такими как – спички и пластилин. Этот интересный процесс развивает мелкую моторику рук, мышление, воображение, а также память.
Итак приступим! Вам с помощью пластилиновых шариков, нужно скрепить спички между собой так, чтобы получилась какая - нибудь геометрическая фигура (педагоги делают геометрические фигуры).
Также хочу добавить, что освоив этот процесс можно перейти к конструированию более сложных объемных фигур: домика, ракеты или придумать свой вариант поделки.
2.3. Счетные палочки
Так же хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе, и которые по карману каждому родителю. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей.
Практическая деятельность.
- Давайте попробуем построить 2 треугольника из 5 палочек.
1. Построить из 10 палочек 3 квадрата (педагоги выполняют).
2. Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
3. Убрать одну палочку так, чтобы получился прямоугольник.
8 слайд
2.4. Упражнения на развитие памяти
Теперь вашему вниманию, я хочу предложить несколько упражнений на развитие памяти, которые вы также можете использовать в работе с детьми. Для начала вам необходимо разделиться на 3 команды и выбрать командира. Командиры команды получают по колокольчику.
9 слайд
Внимательно посмотрите на экран, на экране предметные картинки.
(7 штук, постарайтесь запомнить все предметы (15 сек).
Сейчас я буду задавать вам вопрос, а вы если знаете на него ответ, то вам необходимо позвонить в колокольчик и после этого ответить.
– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)
– Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)
– Какой предмет изображен в центре слайда? (пирамидка)
- Назовите картинки с изображением игрушек? (пирамидка, мяч)
- Назовите предметы зеленого цвета. (огурец, мяч)
- Назовите все фрукты. (апельсин)
– Сколько всего предметов было? (7).
Спасибо, вы хорошо поработали.
2.5. Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц
Разучивание стихотворений – это один из самых распространенных способов развития памяти. Я зачитаю вам стихотворенье, постарайтесь его запомнить.
Весна пришла
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!
Т. Дмитриев.
Попробуйте повторить его (педагоги выполняют задание). Это даже у взрослых вызвало затруднение.
Совсем другое дело, когда перед глазами появляется мнемотаблица (на экране).
10 слайд
Попробуйте прочитать стихотворение, опираясь на таблицу. Получилось! Подобные таблицы могут составлять сами дети, рисуя картинки или используя схематическое изображение предметов.
11 слайд
2.6. Придумывание загадок
(карандаши, бумага, картинки)
Все мы с вами знаем, что дети любят отгадывать загадки, ну а можно предложить детям самим их придумать. Сейчас я предлагаю вам попробовать самостоятельно по составить загадки по опорной таблице. Для этого предлагаю вам опять разделиться на 3 команды.
Алгоритм деятельности следующий:
– выбор объекта;
– описание нескольких характерных для предмета свойств, признаков;
– исключение объектов, обладающих такими же признаками;
– редактирование загадки.
Например: Кто это? Летает, а не самолёт? Пищит, а не мышь? Кусается, а не собака?
Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу. (педагоги выполняют задание)
12 слайд
Итог
Я продемонстрировала вам только часть той работы, которую можно проводить по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Я надеюсь, что мой мастер – класс был для вас полезен!