Мира Сербигешева
Интегрированный подход в обучении хакасскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
На этапе дошкольного образования основной акцент должен делаться на интегра-цию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить созда-ние основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного обра-зования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного про-цесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Многие специалисты определяют её как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребёнка, сохранение здоровья и свободного пространства детства.
Публикация «Интегрированный подход в обучении хакасскому языку» размещена в разделах
Интегрированный подход является основным в обучении детей языку.
Наш детский сад работает по программе «Истоки». Один из разделов этой про-граммы является раздел «Формирование у детей элементарных историко-географических представлений», который опирается на региональный материал, на приобщении детей к истории и культуре родного края, к национальному языку. Обучении детей хакасскому языку осуществляется по программе Арчимаевой М. С. «Иркеек». Цель обучения – дать в детском саду первые знания разговорной речи.
Непосредственно образовательная деятельность по обучению хакасскому языку проводится один раз в неделю. При планировании занятий мы опираемся на известные положения о том, что в основе любой деятельности вне зависимости от её предметной ориентации (художественная, спортивная и т. д.) лежат мотивы; желания, потребности, сложности, интересы, непосредственно связанные с содержание деятельности. Поэтому при отборе содержания комплексных занятий по обучению детей хакасскому языку мы ориентируемся на интересы, сложности, желания и способности детей. Непосредственно образовательная деятельность вмещает в себя различные виды деятельности: игровая, изобразительная (рисование, аппликация, элементы театральной деятельности (в гости к детям приходят кукольные персонажи, художественно-речевая (стихотворения, послови-цы, сказки).
Знакомство с хакасским языком, культурой проводим через игры. В игровой ситуа-ции дети лучше усваивают и запоминают новые слова. Используем игры «Кем хайда чур-тапча?» («Кто где живёт?», «Пу ниме?» («Что это?», «Кем хайди тапсапча?» («Кто как говорит?»).
Интегрированное построение непосредственно образовательной деятельности спо-собствует повышению познавательной активности дошкольников. У детей появляется повышенный интерес к таким формам занятий, а в результате эффективность работы по обучению хакасскому языку гораздо выше, поскольку вопросы и задания требуют от де-тей активизации имеющегося речевого опыта в нестандартной ситуации интегрированного занятия.
Механизм интеграции также предполагает закрепление учебного материала и вне непосредственно образовательной деятельности (во время режимных моментов, в игровой деятельности, во время наблюдений, музыкальных и других видах занятий.)
Во время режимных моментов мы закрепляем такие слова, как: «Здравствуйте», «До свидания», «Как дела?».
На музыкальных занятиях разучиваем хакасские народные песни и танцы. Также мы приглашаем артистов Хакасской республиканской филармонии.
Сказки занимали одно из первых мест в словесном творчестве хакасского народа. Мы переводим сказки с хакасского языка на русский или с русского на хакасский язык, а потом ставим драматизации сказок («Лисичкин пир», «Рукавичка»).
Очень любимы детьми народные праздники («Хуртаях», «Чыл пазы», «Чир тайи» и т. д.). К ним мы заранее готовимся: разучиваем песни, танцы, готовим костюмы. В прове-дении праздников активное участие принимают родители.
Интеграцию разных видов деятельности в обучении детей хакасскому языку объе-диняет дошкольников общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношений.