елена осипова
Инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию
▼ Скачать
Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» наступивший 2023 год сулит большие перемены в системе образования, однако не концептуальные а идеологические. Главная концепция патриотического воспитания в соответствии с ФОП как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойными гражданами своей страны; воспитывать уважение к родному дому, семье, улице, району, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, интерес к общественной жизни и социальному окружению.
Публикация «Инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован проектный метод. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта : воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. В средней группе мы с детьми и родителями реализовывали проект: «Моя Родина-Россия». Этот проект на доступном детям уровне познакомил детей с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствовал развитию познавательных способностей детей. Заключительным этапом проекта был проведен весенний фольклорный праздник, где дети в народных костюмах знакомились с традициями и играми русского народа.
Еще одной формой работы по гражданско – патриотическому воспитанию детей является создание мини-музеев в группах. В младшей группе для детей был создан мини-музей: «Русская народная игрушка», в средней «Россия – Родина моя». В рамках работы этих музеев, дети познакомились с традициями, историей страны, в которой они живут. Также с промыслами и игрушками России. В мае 2022 года, в рамках работы общесадовского музея, я подготовила рассказ для детей подготовительной группы о своем дедушке, участнике Великой Отечественной войны, и мы с детьми изготовили письма-треугольники.
Уже не первый год мы участвуем во Всероссийских акциях: «Окна Победы», «Окна России». Пользуются популярностью детей-лэпбуки. Дети, выполняя задания, рассматривая картинки, играя в дидактические игры из лэпбука усваивают и закрепляют знания о Родине, городе, природе родного края и страны.
Еще одна инновационная форма работы - это «Говорящая стена». Была сделана и функционировала в средней группе. На стене размещалась разнообразная информация в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок. Центральную ч занимала магнитная доска. Вся информация закреплялась на прищепки. Выставки на этой стене отражали тему недели, запланированную в комплексно-тематическом планировании. Это, например: «Мой город, моя страна», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «Народная культура и традиции», «День Победы».
Совместно с детьми мы изготавливаем стенгазеты. В средней группе дети занимались в кружке «Юный конструктор» и сделали совместную аппликацию: «С 23 февраля», на день семьи была изготовлена стенгазета-плакат «Моя семья», в старшей группе поздравили пап с Днем Отца, ко Дню Защиты животных смастерили плакат «Береги природу», в рамках тематической недели: «Моя Родина» сделали стенгазету «Красный Холм-мой родной город».
Также с детьми совершаем целевые прогулки по улицам города и по детскому саду. Дети с удовольствием ходят на такие экскурсии, знакомятся с достопримечательностями города.
Вывод.
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Спасибо за внимание!