Бурмистрова Мария
Инновационные технологии на уроках изобразительного искусства, как фактор повышения качества образования
Наши дни – это дни высоких технологий. Использование инновационных технологий в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества.
Изобразительное искусство – это сложный предмет и любимое занятие каждого ребенка, и поэтому важным фактором является воспитание учащихся младшего и старшего возраста посредством искусства.
Публикация «Инновационные технологии на уроках изобразительного искусства, как фактор повышения качества образования» размещена в разделах
Ребенок мыслит красками, формами, звуками, поэтому самое доступное - это наглядное обучение, с применением новых технологий в ИЗО это становится еще проще.
Под инновациями мы понимаем внедрение в учебный процесс новых современных методик, разработок, программ: здоровье сберегающие, информационные, личностно – ориентированные и многие другие, которые позволяют повысить качество знаний обучающихся.
Поэтому с применением данных технологий мы можем сделать занятия по изобразительному искусству более интересными, понятными и увлекательными. А главное направленными на развитие ребенка.
Занятия ИЗО в основном построены на наглядном восприятии ребенка и поэтому использование мультимедийного оборудования могут обеспечить подготовку педагога к занятию, позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание и повысить творческий потенциал учащихся.
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики, повышение качества обучения.
Работу можно построить по нескольким направлениям:
1. Презентация. Ведение занятий по изобразительному искусству в виде презентации позволит педагогу не только читать лекции, но и вести беседы с обучающимися, дает возможность обучающемуся рассматривать художественные произведения, делать пояснения и обсуждать эти произведения.
2. Мультимедийные занятия. На занятиях мультимедийный проектор можно использовать как источник наглядной учебной информации. Развивает познавательную активность и творческий потенциал обучающихся, повышает статус предмета. Преимущества использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства :
- возможность обеспечить визуальное восприятие информации;
- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
- иллюстрации доступны всем обучающимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
- обозначенные на экране этапы практической работы в течении всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать обучающихся.
3. Слайд - фильм. При просмотре слайд - фильма обучающиеся включаются в работу, как правило, сразу. Идеально подходит на занятиях поэтапного рисования или тестовых заданий.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности, а так же позволяет успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степенью заинтересованности в предмете.
К инновационным технологиям так же отношу нетрадиционные техники рисования как – зентангл, дудлинг, кляксография, монотипия которыми мы занимаемся с обучающимися объединения. Дети увлеченно работают разными материалами, создавая интересные работы.
Об этих техниках творчества я хочу вам немного рассказать.
Зентангл и дудлинг – данная техника рисования возникла не так давно, а ее авторами являются художница Мария Томас и монах Рик Робертс. Именно они обнаружили медитативный эффект от рисования узоров и решили разработать систему, которая помогла бы всем желающим получить такой же опыт и добиться релаксации во время создания изображений.
Интересный вариант изотерапии для обучающихся (особенно младших школьников и подростков). Рисование узоров в этих техниках – расслабляющее занятие, позволяющее сбросить накопившийся негатив и даже искать и развивать скрытые возможности. Здесь не требуется специальных умений, не имеется ограничений по возрасту. Техники доступны и детям, и взрослым.
По результатам исследований доказано, что данная техника рисования оказывает на рисующих исключительно положительное влияние:
-Создает выраженный терапевтический эффект;
-Способствует релаксации;
-Приносит вдохновение;
-Способствует развитию творческих способностей;
-Избавляет от стресса и негативных эмоций;
-Спасает от бессонницы;
-Улучшает зрительно-двигательную кординацию и концентрацию внимания.
Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. В основе этой техники лежит обычная клякса. В процессе рисования получаются спонтанные изображения, которые в дальнейшем дорисовываются.
Монотипия – что бы использовать эту технику, нужно рисовать изображение на листе бумаги и отпечатать его на другой поверхности. Важная особенность этого вида творчества состоит в том, что его результат всегда является уникальным. Монотипия – техника рисования для детей, позволяющая им раскрепостить свои способности.
Особенности использования ее для ребенка:
-Развитие мелкой моторики движений;
-Совершенствование мышления и воображения;
-Улучшение восприятия различных цветов и их оттенков;
-Расширение знаний об окружающем мире;
-Развитие навыков самостоятельной работы.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования обучающиеся могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.