Анна Чепурнова
Инновационные формы работы с родителями по патриотическому воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Олимпик"
«Инновационные формы работы с родителями по патриотическому воспитанию детей».
Выполнила:
воспитатель I кв. категории
Чепурнова А. В.
Публикация «Инновационные формы работы с родителями по патриотическому воспитанию детей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель: рассмотреть инновационные пути и способы совершенствования системы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей :
• Изучение семей детей
• Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств
• Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
• Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей.
Актуальность проблемы:
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания, поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека. Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду определяется парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих для дошкольника видах деятельности и общения продуктивного, творческого характера усваиваются знания, происходит овладение умениями и навыками учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что обеспечивает формирование интеллектуальной и субъективной активности, духовно-нравственного сознания. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника, Родина, начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.
В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию используются такие формы работы с родителями :
- проектная деятельность;
- день открытых дверей;
- круглый стол;
- мастер-класс;
- тематические выставки;
- изготовление Лэпбука;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- просмотр Презентаций, мультфильмов;
- использование мнемотаблиц;
- чтение художественных произведений, просмотр презентаций, мультфильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
- знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством;
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении;
- досуги, КВН, развлечения, экскурсии, Обрядовые праздники, мероприятия, фестивали;
- спортивное мероприятие с папами;
- сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым;
- игровая деятельность;
- моделирование и решение проблемных ситуаций;
- придумывание сказок, историй и их театрализация;
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду и в городе;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- конкурс чтецов;
- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
- использование кейс-технологий в дошкольном образовании:
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в работе используются новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Одной из актуальных на сегодняшний день является внедрение и использование кейс-технологий в дошкольном образовательном процессе, что позволяет на практике реализовать комплексный подход. Кейс-технология относится к современным технологиям проблемного обучения. Сегодня мы познакомимся с Кейс технология, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей. Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Можно выделить некоторые технологические особенности кейс-метода:
Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т. е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры;
Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;
Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
Информационные источники, которые могут составлять содержание кейсов: художественная и публицистическая литература, статистические материалы, научные статьи, монографии, научные отчёты, посвящённые той или иной проблеме, неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами.
Если коротко описать наиболее распространенную технологичную модель деятельности в режиме кейс-метода (кейс-технология, то она будет содержать несколько шагов-этапов:
Первый этап — это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, определяются вопросы, на которые надо будет дать ответ. Затем педагогу требуется спланировать деятельность и распределить участников по малым группам.
Второй этап - работа с кейсом и его решение в следующем порядке
- знакомство с ситуацией, её особенностями;
- выделение основной проблемы;
- формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок;
- выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос;
- решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на механизмы решения;
- презентация решения;
В основе кейс-метода лежит принцип командной работы.
Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Педагог с помощью кейсов сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.