Получи документы

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ОВЗ

Елена Богданова
Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ОВЗ

Автор: Богданова Елена Ивановна

Организация: МБДОУ Детский сад №3 «Солнышко»

Одна из наиболее актуальных проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовых образовательных учреждений. Как считает большинство отечественных и зарубежных коррекционных педагогов и психологов, все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками.

Публикация «Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Введение ФГОС обеспечивает детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе. Поэтому сегодня мы много говорим об инклюзивной модели образования.

«Инклюзия» от англ. inclusive-означает «включенность» - термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях.

Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Нормативно-правовая база, инклюзивного образования закреплена в следующих документах:

• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)

• Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – (инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей).

• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»

• Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, программам дошкольного образования»

• Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (далее ФГОС ДО).

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

Достичь своей цели инклюзивное образование сможет только тогда, когда оно будет реализовано на всех образовательных ступенях - от детского сада до общего и профессионального образования.

Первая общественная образовательная система, в которую попадает любой ребёнок - это система дошкольного образования. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может стать местом, где их ребенок будет полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Ведь получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

Организация инклюзивного образования в ДОУ строится по следующим принципам:

Принцип обеспечения индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике его функционального состояния и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью активного включения детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода требует комплексного подхода в определении и разработке методов и средств воспитания и обучения детей с ОВЗ. Специалисты (воспитатель, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада предполагает возможность изменения модели детского сада, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Основные направления работы педагогического коллектива с детьми ОВЗ. Программа коррекционной работы в инклюзивной группе включает в себя взаимосвязанные направления:

диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;

планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;

организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;

мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.

формы организации активности детей. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития.

Фронтальные Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия.

Праздники, экскурсии, конкурсы - важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.

На коррекционно-развивающих занятиях используются специальные методы и приемы, которые помогают сделать обучение эффективным:

позитивный эмоциональный фон занятия (положительная мотивировка, задание темы занятия с помощью сюрпризного момента);

разнообразные формы организации учебного процесса: занятие – сказка; занятие – путешествие; занятие– игра; занятие – соревнование; занятие - викторина, занятие – прогулка; занятие –экскурсия и др.

многофункциональные средства обучения: дидактические игры, проблемные ситуации, задания на сообразительность и смекалку, логические задачи, шифровки, игрушки-головоломки;

наличие занимательных атрибутов (волшебная палочка, карта для путешествия, маски животных, овощей, героев сказки и т. д.);

смена обстановки, использование физкультминуток, чередование динамических поз;

использование в обучении интерактивных средств (просмотр тематических презентаций, видеороликов, проектная деятельность).

Сопровождение ребёнка - это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ним, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. Некоторым категориям детей положен отдельный тьютор, который помогает решать ребёнку проблемы, при необходимости успокаивает, поддерживает.

Реализация индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) осуществляется командой педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения. В его составлении участвуют все педагоги, работающие с ребё нком: воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и другие. ИОМ включает в себя весь комплекс необходимых ребенку мероприятий, в нем оптимально планируется и распределяется нагрузка на ребенка. Благодаря этому повышается эффективность коррекционно-развивающей работы

Грамотное составление ИОМ воспитанника является одним из наиболее важных составляющих успеха в коррекционно-развивающей работе и социальной адаптации ребенка с овз.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

День работника дошкольного образованияДень работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.

Фотоотчёт о подготовке к Синичкиному Дню в группе дошкольного образованияФотоотчёт о подготовке к Синичкиному Дню в группе дошкольного образования С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, день встречи зимующих птиц. Было принято считать, что к этому дню прилетают зимующие.

НОД по лепке из пластилина «Снеговик» в группе дошкольного образованияНОД по лепке из пластилина «Снеговик» в группе дошкольного образования Задачи: продолжать учить детей делать поделки из пластилина, развивать чувства формы, наблюдательность, воспитывать творческое воображение.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образованияОрганизация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.

С Днём работника дошкольного образования!С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Выставка осенних поделок ко Дню дошкольного образованияВыставка осенних поделок ко Дню дошкольного образования Вот вроде недавно началась осень. Но уже на пороге середина осени. Дошколятам очень нравится это время года: желтеют листья на деревьях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ОВЗ
Опубликовано: 27 октября 2020 в 21:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Богданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД