Арутюнян Анелия Рудольфовна
Информационно-образовательные технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ на тему: «Информационно-образовательные технологии в ДОУ»
1 слайд
Информационно-коммуникативные технологии в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
Актуальность
Использование ИКТ в д/с - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. За последние 5 лет в нашей стране произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.
2 слайд
Публикация «Информационно-образовательные технологии в ДОУ» размещена в разделах
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий : информационными и коммуникационными.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов, а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
3 слайд
Цели использования ИКТ в образовательной деятельности ДОУ
• Сделать образование современным;
• Приблизить ОД к мировосприятию современного ребенка;
• Установить отношение взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
• Помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал;
• Экономить время как педагога, так и ребенка;
• Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде :
текста, графического изображения, звука, речи, видео.
4 слайд
Средства ИКТ включает в себя:
• Компьютер
• Ноутбук
• Музыкальный центр
• Мультимедийный проектор
• Телевизор
• Видеоплеер
• Фотоаппарат
• Принтер
• Сканер
• Мобильный телефон
• Видеокамера
• Интерактивная доска
5 слайд
Функции средств ИКТ
• Источник информации
• Средство подготовки различных материалов
• Хранение материалов
6 слайд
В своей работе воспитатели могут использовать ИКТ по четырем направлениям:
• Ведение документации
• Создание и хранение учебно-методического комплекса
• Организация воспитательно-образовательного процесса
• Взаимодействие с родителями
7 слайд
- Ведение документации
• Оформлять групповую документацию (списки детей, диагностику уровня развития, планирование, составляю отчеты). Компьютер позволяет не писать отчеты и анализ деятельности каждый раз. Достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
• Оформлять стенды группы.
8 слайд
- Использование ИКТ для создания и хранения учебно-методического комплекса
• Ежемесячно на сайте ДОУ и на педагогических сайтах «Дошколенок. ру», «Маам. ру» могут размещать методические разработки: конспекты, мастер классы, проекты; а также делиться опытом работы с коллегами; вести свой блог.
• Воспитатели и воспитанники участвуют в дистанционных конкурсах, олимпиадах.
• Через педагогические сайты педагоги имеют возможность обмениваться опытом, дидактическими материалами, методическими разработками с ведущими специалистами в области образования.
• Создают презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
- Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми:
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это помогает обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Для своей работы воспитатели могут:
• Подбирать иллюстративный и познавательный материал к занятиям.
• Знакомится со сценариями праздников и других мероприятий.
• Создавать презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми (включая дидактические игры, КВН, викторины, кроссворды).
В образовательной деятельности использовать проектор, в определенной части занятия.
- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями.
• Сотрудничать с семьями воспитанников. Давать рекомендации в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр (Сколько ребенку можно по времени находиться за компьютером. Как оградить ребенка от посещения нежелательных сайтов – это и использование пароля, и использование программы Касперский Кидс, которая блокирует нежелательные сайты и др.).
• Создавать странички группы на сайте ДОУ, постоянно ее обновлять.
• Создавать и размещать на сайте ДОУ консультации для родителей, вести свой блог.
• Демонстрировать родителям презентации организации работы с детьми.
• Организовывать итоговые выставки, фотовыставки с использованием слайд-шоу детских работ.
• Родительские собрания проводить с демонстрацией презентаций.
10 слайд Таким образом, использование компьютерных технологий помогает :
• Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• Делать ОД более наглядной и интересной;
• Формировать информационную культуру у детей;
• Активизировать познавательный интерес;
• Реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;
• Формировать интерес к работе у воспитателя;
• Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).
11-12 слайд Плюсы использования ИКТ в ДОУ
Приоритеты ИКТ перед старой системой подачи материала
• Фото, карточки, картинки устаревают физически, их хранение требует много места, поиск отнимает много времени.
• ИКТ картинки легко восстанавливаемы, их легко перемещать, практически любую иллюстрацию можно найти в интернете. Интерактивные экскурсии, например, в Эрмитаж, позволяют очутиться в другом месте, не выходя из помещения.
13 слайд Минусы использования ИКТ в ДОУ
Проблемы при применении ИКТ в воспитательно-образовательном процессе:
• Перенасыщение мероприятий анимацией, слайдами, перегруженность рисунками;
• Недостаточная оснащенность ДОУ технической аппаратурой;
• Педагог не обладает достаточной квалификацией для работы с компьютером.
14 слайд С учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.3049-13, в работе с детьми я придерживаюсь рекомендации по использованию ИКТ в ДОУ:
• По требованиям СанПиНа образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5 лет – не более 10 минут, для детей 6-7 лет - не более 15 минут.
• Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.
• В конце занятия проводить гимнастику для глаз.
• Правильно определять дидактическую роль и место ИКТ в образовательной деятельности.
• Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
15 слайд
Правильное использование ИКТ приводит к целому ряду положительных моментов:
1. Обогащает занятие эмоциональной окрашенностью.
2. Психологически облегчает процесс усвоения.
3. Возбуждает живой интерес к предмету познания.
4. Формирует навык исследовательской деятельности.
5. Расширяет общий кругозор.
6. Возрастает уровень использования наглядных пособий на занятиях.
7. Освобождает от рутинной ручной работы.
8. Повышает производительность труда воспитателя и ребенка.
Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей.
16 слайд Спасибо за внимание.