Сидорова Оксана Викторовна
Индивидуально-дифференцируемый подход в организации коррекционно-образовательного процесса
▼ Скачать +Заказ
Психофизиологические особенности детей, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного развития каждого ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения. Это становится возможным только при использовании индивидуального и дифференцированного подхода.
Дифференцированный подход в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей.
Публикация «Индивидуально-дифференцируемый подход в организации коррекционно-образовательного процесса» размещена в разделах
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей обучающихся. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Хотелось бы рассказать, как именно строится работа в моей группе с учетом этих основополагающих подходов.
Так как мои воспитанники -дети с различной степенью выраженности нарушения, я условно разделила группу на 2 подгруппы. Первая - сильная и вторая-слабая. Состав этих подгрупп не является постоянным, по мере продвижения в развитии вперед, дети переходят в первую подгруппу.
Дифференциация осуществляется по следующим критериям:
1) Уровень развития двигательных навыков и навыков самообслуживания
2) Уровень развития зрительного и слухового внимания
3) Уровень понимания инструкций и развития речи
С каждой из подгрупп ведется работа по нескольким направлениям. Остановлюсь подробнее на каждом из них.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Умственное, физическое, эмоциональное развитие в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько совершенно ребенок воспринимает окружающее. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
При работе по данному направлению я использую сенсорные коробки (с различной крупой, массажные мячики, пальчиковые краски и другие материалы для творчества (тесто, бумага, пластилин и т. д., дидактические игры (с вкладышами и т. д., доски для ощупывания (бизиборд с деревянной основой и с мягкой, шершавые таблички, ткани, игры в «волшебный мешочек», шумящие коробочки, звоночки, музыкальные инструменты и многое другое.
При занятии с сенсорной коробкой, детям даю задание выбрать мелкие предметы из смешанной крупы, пуговки, камушки, мелкие игрушки- первая подгруппа выполняет его самостоятельно, стараясь на ощупь определить, что за предмет спрятан; вторая подгруппа наблюдает и выполняет с моей помощью, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, методом «рука в руке». Малыши в первую очередь знакомятся со свойствами крупы, со своими ощущениями при взаимодействии с ней.
На занятиях по предметно-практической деятельности, если мы делаем аппликацию то, с первой подгруппой мы наклеиваем заготовки на лист бумаги самостоятельно, учитываю индивидуальные возможности ребенка, использую метод «рука в руке». Со второй подгруппой мы изучаем свойства бумаги, т. е мнем, рвем, рассматриваем.
При рисовании я часто использую нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиковыми красками, ватными палочками, отпечатками пробок, что детям очень нравится. В первой подгруппе мы рисуем поэтапно по фрагменту с каждым ребенком, начиная совместно методом «рука в руке». И если вижу, что ребенок может самостоятельно выполнить в дальнейшем задание я перехожу к следующему ребенку. Со второй подгруппой опять же делаю упор на ощущения детей и зрительном восприятии цвета. К примеру, используя пальчиковые краски, мы можем делать отпечатки ладошек, пальчиков, размазывать краску по листу, проговаривая – холодное, мягкое, скользкое.
По направлению Человек, когда мы занимаемся при помощи мольберта и плаката с изображением тела человека, дети из первой подгруппы самостоятельно показывают части тела на себе и на рисунке, а так же по мере возможности называют функции части тела. С детьми из второй подгруппы мы изучаем части тела с помощью пальчиковых игр, потешек и тактильных игр, а так же озвучивания их в режимные моменты в индивидуальной форме.
Альтернативная коммуникация
С детьми из первой подгруппы мы выполняем задания на понимания обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, животные, овощи, фрукты). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, спать, рисовать, играть, гулять, признак предмета (цвет, величина, форма) и действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, весело, грустно и т. д.
Понимание слов, обозначающих просьбу или потребность (пить, есть, сидеть, стоять, спать, рисовать, играть, гулять). Если не говорящему ребенку нужна помощь или хочет, что то попросить, показать, на что то обратить внимание, то использую карточки пекс и речевой коммуникатор Go Talk.
С детьми из второй подгруппы развиваю умение реагировать, отзываться на свое имя, указывать взглядом на объект при выражении своих желаний, выражать мимикой и жестом согласие (несогласие, удовольствие (неудовольствия, прощания (приветствия); выполнять совместно простейшие инструкции. Для решения этих задач мы используем карточки пекс, сюжетные картинки с различной тематикой; игрушки: шарик, мячик, кукла, звонок, колокольчик, игрушечные и натуральные предметы (посуда, мебель, одежда, обувь, фрукты); аудио записи с различными звуками (звенит колокольчик, проезжает машина, шум воды, пение птиц); музыкальные игрушки: металлофон, дудочки, маракасы, погремушки.
Двигательное развитие.
С первой подгруппой мы учимся бросать (катать, ловить) мяч, ползать, сидеть с поддержкой, стоять на коленях с поддержкой, вставать из положения «стоя на коленях» с поддержкой, ходить с поддержкой, развивать зрительно-моторную координацию.
Со второй подгруппой развиваем способности удерживания головы: в положении лежа на спине, животе, на боку; в положении сидя (как на занятиях, так и в режимные моменты). Выполняем движения головой, движения руками, выполняем движения пальцами рук (сгибаем фаланги пальцев, разгибание, сгибание пальцев в кулак, разгибание).
Так как детки имеют серьезные двигательные нарушения, некоторые занятия и упражнения выполняем совместно, с каждым ребенком индивидуально.
В целом в своей работе использую следующие педагогические технологии: здоровье-сберегающие (динамические паузы, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровые, информационно-коммуникативные.
Считаю, что начинать занятия нужно с формирования положительного эмоционального настроя, с доверительного и доброжелательного общения. Каждый ребенок работает в соответствии со своими возможностями. При выполнении заданий побуждаю детей к самостоятельности, но если того требует ситуация оказываю необходимую помощь. В процессе занятия и в течение всего дня проявляю заботу о настроении и работоспособности детей, стараюсь создать атмосферу внимания и доверия.
В конце каждого занятия фиксирую внимание детей на достигнутом результате. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Необходимо отметить недостатки, но и в завершении занятия использовать метод похвалы.
Таким образом используя в воспитании и развитии детей индивидуально-дифференцированный подход мы стремимся создать наиболее комфортные условия для эффективного обучения личности, обеспечивающие ей достижение такого уровня освоения материала, который соответствует ее познавательным возможностям, способностям, а также развитие данных возможностей и способностей.