Елена Премудрая
ИКТ как средство обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №12 «ЖУРАВЛИК»
города Рубцовска Алтайского края
«Информационно-коммуникативные технологии
как средство обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах»
Подготовила:
Занина Елена Андреевна, музыкальный руководитель
Публикация «ИКТ как средство обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2023
высшей квалификационной категории
Рубцовск, 2023
Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Еще недавно не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо компьютерные технологии в дошкольном учреждении. Информационно-коммуникативные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век.
Использование ИКТ на музыкальных занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами. Например, благодаря увлекательным обучающим программам, дошколят удается заинтересовать и привить им любовь к музыкальной деятельности. Компьютер привлекателен для детей : использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов - позволяет вызвать активный интерес у детей к изучаемым явлениям.
Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
С целями и задачами вы можете ознакомиться на слайде
Цель: создать условия для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Применение ИКТ при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах помогает решать следующие задачи:
- развивать музыкальные способности дошкольников;
- развивать у детей слух, чувство ритма, музыкальное творчество, умение различать высоту и длительность звуков;
- различать зрительно и по слуху музыкальные инструменты;
- развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;
- дать представления об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечения и приемах игры;
- развивать интерес к самостоятельному выполнению заданий;
- воспитывать интерес к музыкальной культуре, в частности, к игре на детских музыкальных инструментах.
ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания различных видов музыкальной деятельности :
- делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- расширяет ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов;
- позволяет обогатить методические возможности совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;
- развивает интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий;
- активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре.
Сегодня я хочу поделиться с вами способами использования ИКТ в обучении детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах.
Итак, где можно применять ИКТ в данном виде деятельности?
(В знакомстве с музыкальными инструментами, в развитии метроритмического слуха, в видео-оркестре и в видео-партитуре, творческих заданиях.)
1. (Знакомство с музыкальными инструментами.)
При знакомстве детей с музыкальными инструментами или группами музыкальных инструментов можно использовать обучающие видеоролики, в которых рассказывается о музыкальных инструментах. Просматривая их, дети в игровой форме знакомятся с различными группами инструментов и, самое главное, слышат звучание этих инструментов. При знакомстве с видами оркестров, также можно включать видео фрагменты концерных номеров с выступлением известных музыкантов.
2. Развитие метроритмического слуха.
Обучая детей игре на детских музыкальных инструментах, я уделяю внимание развитию чувства ритма. Ритм является одним из основных средств музыки, без которого невозможна музыкальная деятельность. Помимо музыкально – дидактических игр, я использую карточки «Музыкальные ритмы».
«Музыкальные ритмы»
Каждая фигура соответствует какому-либо звуку: большая фигура – длинный звук, и мы с детьми его называем «ТА» («ДОН», маленькая фигура – короткий звук «ти-ти» («ди-ли», пауза «МО».
Работа с карточками включает в себя:
- знакомство с ритмом;
- прохлопывание, простукивавание, проговаривание;
- озвучивание ритма музыкальными инструментами.
3. Видео - оркестр, видео – партитуры.
Очень интересна детям такая форма работы, как видео – партитура, видео - оркестр. Это яркие видеоролики, в которых звучит музыка, а на картинках изображены музыкальные инструменты, в том порядке, как они звучат.
Партитуры по картинкам
Я использую различные пособия для работы с оркестром.
4. Творческие задания.
Важно развивать у детей творческие способности в данном виде музыкальной деятельности, предлагая им творческие задания. Можно придумать свои музыкальные ритмы из предложенных фигурок, а затем проиграть их на музыкальных инструментах. Если нет интерактивной доски, то картинки можно выкладывать на магнитной доске фланелеграфе, на столе, либо на проекторе при помощи педагога. Выполняя, такие задания, у ребенка развиваются воображение и творческие способности. Предлагаемые детям игры способствуют проявлению познавательной инициативы, что делает нашу совместную деятельность с детьми веселой, интересной и необычной.
Таким образом, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте в педагогической деятельности музыкального руководителя. Нужно помнить о разумном применении компьютера для развития и реализации способностей ребёнка. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет сделать процесс познания и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования как для самого ребёнка, так и для педагога.
Вместе с тем применяя компьютерные обучающие программы на музыкальных занятиях, нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством, важно не подменить его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум, ведь в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!
Сейчас я Вам предлагаю поучаствовать в оркестре так, как мы это делаем с детьми. Прозвучит русская народная мелодия «Я на горку шла», данная мелодия включена в перечень музыкальных произведений Федеральной Образовательной Программы в подготовительной группе.
Я подготовила видеопартитуру самостоятельно.