Надежда Чиркунова
Игры с песком для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Самая лучшая игрушка для детей - куча песка»
К. Д. Ушинский
Детям с ранних лет нравится играть в песочнице, лепить «куличики», строить, «печь» тортики и кексы, угощать кукол и родителей, пересыпать в емкости, возить в игрушечных самосвалах.
Публикация «Игры с песком для детей раннего возраста» размещена в разделах
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит, но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Поскольку игра происходит в контексте сказочного достигается состояние равновесия, уходят тревога и страх. Ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Но возможность использования простого речного песка для игр детей ограничена теплым временем года. А использование простого речного песка в домашних условиях сопрягается с трудностью хранения и поддержания чистоты после использования.
В настоящее время существует специальный песок, который имеет вид обычного мокрого речного песка, но не сохнет, легко сохраняет форму и легко собирается в комок с пола, стола и других гладких поверхностей. Такой песок называют «кинетический», «космический», «живой».
Работа с кинетическим песком – новое направление в песочной терапии. Этот удивительный материал был изобретен в Швеции, появился в России совсем недавно (2013г.). Состоит на 98% из чистейшего кварцевого песка и 2% силиконового полимера.
Дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только его берешь в руки – проявляются его необычные свойства.
ПРЕИМУЩЕСТВА КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА :
• нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей с раннего возраста
• силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остается «влажным на ощупь»; не боится воды и в случае смачивания после просушки сохраняет прежние свойства
• просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно
• в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорт; им практически невозможно засорить глаза
• он рыхлый, но растягивается
• из него можно строить разнообразные фигуры, можно лепить, он пластичен
• он приятный на ощупь, не оставляет следов на руках и одежде
• легкость транспортировки
• не требуется специальной песочницы, специальных условий хранения
ИГРЫ С ПЕСКОМ :
1. Игра «Знакомство»
Взрослый позволяет ребёнку опустить руки в песок и размять его. Песок мягкий, прохладный на ощупь. Ребёнок сжимает, песок, сыпет, раздувает,
погружается в него пальцами, «закапывает» в него руки с
помощью взрослого. Ребёнок чувствует разницу
температур. Данные манипуляции стимулируют кровообращение,
и ребёнок получает микромассаж ладоней и пальцев рук.
2. Игра «Узор на песке»
Ребёнок рисует узоры на ровной поверхности разными предметами. На песке получаются четкие узоры, дорожки. Обычные карандаши и стеки от пластилина превращаются в чудо – палочки – рисовалочки.
3. Игра «Следы на песке»
Взрослый предлагает ребёнку изобразить на песке руками, как передвигаются различные животные.
«Идут медвежата»-ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайки»-кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки»-ребёнок пальцами рук делает на поверхности песка волнистые линии в разных направлениях.
4. Игра «Мы едем, едем, едем!»
В эту игру очень нравится играть мальчикам. В самом начале игры мальчики разравнивают песок ладошками, затем появляется «настоящая автомобильная трасса».
5. Игра «Я пеку,пеку,пеку. Деткам всем по пирожку»
В эту игру предпочитают играть девочки. Пирожки можно лепить руками, а если предложить ложечки от посуды для кукол, пирожки получаются ровные, аккуратные.
Вот такие несложные, совсем незамысловатые простые игры способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения. У детей значительно снижается уровень раздражительности. Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть, дарит новые ощущения и положительные эмоции.
Через практические занятия с песком дети познают окружающий мир, укрепляют здоровье, общаются между собой, развиваются и получают умения, навыки и положительные эмоции.