Масловская Галина
Игры на развитие памяти дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Память- психический процесс, который включает функции запоминания, сохранения, последующее воспроизведение человеком его опыта, а также забывание этого опыта. Для того чтобы стать успешным, современному человеку необходимо запоминать очень большие объемы информации. Поэтому важно развивать свою память с раннего возраста, используя для этого все возможные методы.
Публикация «Игры на развитие памяти дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети зачастую воспринимают и запоминают какую-либо информацию через мир образов. В первые 5-7 лет правое полушарие, которое отвечает за воображение, развивается у ребенка быстрее, чем левое, ответственное за аналитическое и логическое мышление. По этой причине яркие образы очень важны в жизни детей, они хорошо запоминают с их помощью необходимую им информацию.
Если воспользоваться этой возможностью и постоянно включать в занятия с ребенком игры на создание образов, то такой прием запоминания станет для него чем-то обыденным, а образы в голове будут возникать без напряжения.
Виды памяти :
-зрительная (запоминание картинки, лица, обстановки вокруг нас и прочее)
-слуховая (запоминание услышанного)
-двигательная (она же моторная отвечает за запоминание движений, работа рук, ног, туловища)
-эмоциональная (горячо-больно, мы плачем; тепло-уютно, мы радуемся и т. д.)
-вкусовая (вспомни лимон и становиться кисло во рту)
-обонятельная (посмотрев на розу вспомнишь запах цветов)
-осязательная (она же тактильная-запоминание ощущений при прикосновении).
Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. В начале обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля. Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, а в различных жизненных ситуациях. Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить ему прочитанный или рассказанный текст. Мы рекомендуем несколько приемов, помогающих запоминанию информации.
ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙРебенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола. ШКАФЧИКИМатериал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры : Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку. ЧТО ИСЧЕЗЛО?На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось. ХУДОЖНИКРебенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки. ВСПОМНИ И ПОКАЖИДетям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.). Вот так в несложных играх мы можем тренировать память ребенка : -Сочиняем: даем несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки или небылицы, чтобы в определенной последовательности встречались все заданные предметы.
-Ищем, что пропало: выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, ребенок закрывает глаза-убираем одну или две карточки. Их нужно вспомнить.
-Исследуем: берем интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше признаков-форма, цвет, величина, размер, качество материала, декора и пр.
-Отгадываем: загадать предмет в поле зрения и описать его при помощи наводящих вопросов, ребенок отгадывает его.
-Слушаем: что звучит за окном, в комнате, порядок звучания музыкальных инструментов и т. д. Вот так в несложных играх мы можем тренировать память ребенка. Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.
Успехов Вам и вашим деткам!