Елена Шишкова
Игры и их роль в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог: Почему дети любят играть? Чему игра может научить ребенка? Иногда взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.
Какова же роль игры в развитии ребенка?
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
Публикация «Игры и их роль в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) [2].
Значение игры и те роли, которые берет на себя ребенок, играют огромную роль в нравственном становлении личности
Именно в игре формируются личностные черты ребенка, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игра закладывает основу для будущей учебной и профессиональной деятельности.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, иногда дети отражают в игре негативные представления о жизни.
Как обучить ребёнка умению играть?
Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми.
Для воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий.
Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием , поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: "Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым". Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.
Как уже известно, развивающие игры – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Стоит помнить, что «развитие интеллекта» - это развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления.
Развивающие игры для детей 4-5
лет[/b]
Игра «Фотоаппарат».
Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.
Игра «Сорока-белобока».
Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.
Игра «Кто кем был?».
ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.
Например:
- Кем был старичок? (Мальчиком.)
- Чем было дерево? (Ростком.)
- Чем был Буратино? (Поленом.)
Игра «Третий лишний».
Описание: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.
Игра «В слова».
Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.