Галина Бахтинова
Игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться, как в нашем детском саду ведётся работа с дошкольниками по изучению правил дорожного движения в группе «Дружные ребята».
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Именно поэтому, это направление работы является приоритетным и актуальным в моей деятельности.
Публикация «Игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения» размещена в разделах
Таким образом, я поставила перед собой цель:
Формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений через игру, применять их в повседневной жизни.
Для реализации поставленной цели определила задачи:
1. Развитие у детей познавательных интересов, необходимых для
правильной и безопасной ориентации на улице.
2. Закрепить знание дорожных знаков
3. Расширить знания детей о транспортных средствах
4. Воспитывать культуру общественного поведения в процессе общения с дорогой.
При обучении дошкольников я придерживаюсь принципов, систематичности, последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, поэтапности.
Организацию работы с детьми я начала с оснащения предметно развивающей среды группы. С этой целью, раздевалка и групповая комната оснащена необходимой художественной и методической литературой, наглядными и дидактическими пособиями по правилам безопасного поведения на улице. В группе вместе с детьми изготовили: настольные макеты улиц, тротуаров на которых изображены: наземный переход, знаки дорожного движения в иллюстрированном варианте и на стойках, светофор, приобрели транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь).
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко использую с детьми в изучении правил дорожного движения.
В процессе игр дети учатся новому, также происходит закрепления и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих
Игры использую в разных аспектах, они направлены на закрепления умений и знаний детей. Это могут быть игры со знаками на правила дорожного движения, дидактические игры, настольные игры. Использую так же и сюжетно-ролевые игры (подвижные игры — комнатные, уличные — на проезжей части дороги с дорожными знаками). При этом стремилась максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности, как в группе, так и на улице.
В работе с детьми большую роль отвожу дидактическим, подвижным играм, сюжетно-ролевым а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве.
Подвижные игры приучают мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия партнеров, развивают внутреннюю речь и логику. В этих играх закрепляю знания правил дорожного движения, расширяю знания детей о транспортных средствах, светофоре и значении его сигналов; прививаю умения и навыки правильного поведения на улице; развиваю интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту; формирую уважение к труду водителей транспортных средств, сотрудников ГИБДД.
Организуя подвижные игры, развиваю у ребёнка стремление к проявлению
инициативы и самостоятельности, к поиску разумного выхода из различных
ситуаций, влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребёнка, его ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе.
Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то», «в кого-то», они «зеркало общества». Разыгрывая различные ситуации, учу детей поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. В ходе ролевых игр незаметно для детей закрепляем знания о правилах дорожного движения. Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом для меня, важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.
Не малую роль в изучении ПДД отвожу дидактическим играм; игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. В этих играх использую игрушки и реальные предметы. Используя игры с подобным содержание, мне удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В наших силах, чтобы дети росли здоровыми и счастливыми, шагали вместе с нами по безопасной дороге в безопасный мир!
В своей работе по изучению правил дорожного движения через игру, я вижу успешность моей работы и уверенность, что полученные навыки и знания помогут детям сегодня и особенно, когда они самостоятельно будут играть во дворах.
Мой творческий поиск по данной теме продолжается и сегодня. В целях повышения своего профессионального уровня, постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы и периодическими изданиями, занимаюсь изучением новых пособий по данному направлению, а также изучаю и совершенствую свое педагогическое мастерство.
В заключении можно сказать: формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах – процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге.