Приложение МААМ

Игры и упражнения со звуками и словами

Олеся Астанина
Игры и упражнения со звуками и словами
▼ Скачать + Заказать документы

Игра «Будь внимательным!»

Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р] :

л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.

Игра «Назови картинки»

Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно игрушки) : мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.

Темочки:

Игра «Придумай слово»

Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т. д. на заданный звук [С], слог МА и т. д.

Игра «Назови первый звук в слове»

Цель: Учить выделять первый звук в слове.

Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].

Игра «Назови последний звук в слове»

Цель: Учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [н].

Игра «Прохлопай слово»

Цель: Учить делить слова на слоги.

Прохлопай слово и назови количество слогов в слове (можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога.

Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.

Игра «Найди пару»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Ребё нку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т. д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.

Игра «Найди слово»

Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ, где есть слова со звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].

Игра «Разложить картинки»

Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.

Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] – [З’].

Игра «Добавлялки»

Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба, …апка (шапка, …ар (шар) и т. д.

Игра «Определи место звука в слове»

Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Определить, где «живёт» заданный звук в слове : в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах : мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).

Игра «Кому подойдёт квартира?»

Цель: Научить определять количество звуков в слове.

У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик:

Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное, затем – назвать каждый звук отдельно.

Игра «Цепочка слов»

Цель: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.

Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и т. д.

Игра «Отгадай слово»

Цель: Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.

Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Назови слово»

Цель: Учить называть слова с определённым количеством слогов.

Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым, с 2 слогами (мама, каша, с 3 (молоко, булочка).

Игра «Фонетическая гимнастика»

Правила игры. Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы?- тик-так

Как подзывают цыплят?- цып-цып

Как чикают ножницы? -чик-чик

А затем задают вопросы так, чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук :

Как жужжит жук? –ж-ж-ж

Как воет волк? –у-у-у

Как поют комарики? –з-з-з

Как фыркает кот? –ф-ф-ф

Как шипит змея? –ш-ш-ш

Вариант этой игры : Звуковые загадки.

Называем какой –то звук, а ребенок придумывает кто (что) может его издавать.

Н-р, кто (что)издает такой звук : З-З,Ш-Ш,Р-Р? И др.

Игра «Заводные игрушки»

Правила игры : Заводим ключиком игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок

Р - затарахтел игрушечный мотоцикл

Ц - запрыгала белочка

Ф - фыркает ежик.

Игра «Скажи, как я (обучение интонированию звуков)»

Игровой материал. Мяч.

Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например:

(С)лон

Забо (Р)

Ко (Ш)ка.

Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.

Игра «Подберем игрушки»

Игровой материал: игрушки, кукла, картинки с изображением животных и птиц.

Правила игры. В комнате не видных местах лежат предметы, в названиях которых есть звук Ж; флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.

Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука (Ж).

Как зовут куклу?- Жанна.

Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука. Какие игрушки дадим кукле?

Игра «Дятел»

Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:

Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит. ”

После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.

В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:

Папа-дятел долбит- Д-Д-д

Маленький птенец- Дь-Дь-дь

Игра «Комары и осы»

Игровой материал: картинки

Правила игры : Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.

Услышите песенку комара - помашите крылышками, а когда услышите песенку осы, то пальчиками покажите, как она ползет.

Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.

Словарный материал. зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолет, заноза, дозор, мазать и т. д.

Вариант этой игры : Слушай внимательно.

У ребенка в руках 2 картинки: свисток и звонок.

Свисток свистит - С-с-с; звонок звенит - З-з-з.

Говорим слова, а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.

Различение звуков Ч-Щ.

Объясняем:

Ч-Ч-Ч - так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз;

Щ-Щ-Щ - так пилят дрова.

Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.

Словарный материал : число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка, щель.

Игра «Подскажи кукле звук (формирование навыка выделения последнего звука)»

Игровой материал: кукла.

Правила игры :

Кукла очень торопиться. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо : не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке греется котено (К)

На него смотрел белолапый щено (К)

Он хотел его догна (Ть)

А рядом по двору гулял важный пету (Х)

За ним бегали куриц (Ы) и цыплят (А)

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи «Игры со словами» для детей 6–8 летДидактическая игра по развитию речи «Игры со словами» для детей 6–8 лет Дидактическая игра «Игры со словами» Цель: формирование положительной мотивации при коррекции речевых нарушений у детей, развитие речевых.

Дидактические игры с односложными словамиДидактические игры с односложными словами Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, и дома каждый день.

Дидактические игры с трёхсложными словамиДидактические игры с трёхсложными словами Среди детей в нашей группе немало страдающих тяжелыми формами сенсомоторной алалии, сочетающейся с теми или иными нарушениями в психической.

Дидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольниковДидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольников Возраст: 5-7 лет. Дидактическая игра «Как зовут ребят?» Цель: продолжать учить детей выделять первый звук в словах и составлять из них.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Буква АИгры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Буква А I. Игра "Пропала буква" Из слов убежали все буквы А. Нужно найти их и поставить на свои места, чтобы получились слова. РК, МСК, БРБН,.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «Я» 1. НАРОДНЫЕ СКОРОГОВОРКИЯ вокруг погреба хожу. Всё про погреб говорю. Я по камешкам пошёл, Шубу шёлкову нашёл. Явор вырос на юру, Юрит.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква З» 1. Народные скороговорки на букву З -Забавной обезьяне бросали бананы, Бросали бананы забавной обезьяне. -Зажужжала муха, Дожужжалась паука.

Игры с двусложными словамиИгры с двусложными словами С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят.

Конспект консультации для родителей «Зачем нужны игры со словами?»Конспект консультации для родителей «Зачем нужны игры со словами?» Звук и его ритмическая организация так же,как музыка и движение являются составляющими для создания музыкального образа. Чтобы развить.

Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет»Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4-5лет. На.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры и упражнения со звуками и словами
Опубликовано: 6 апреля 2024 в 13:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения со звуками и словами» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Астанина (УИ 758264) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД