Тамара Якунина
Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
О приемах развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР
(консультация для родителей)
Известно, что дефекты произношения малышей обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки. Время идет, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет.
Темочки:
Недостатки звукопроизношения могут задерживать умственное развитие ребенка : ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребёнок до поступления в школу не научился правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении, не сможет полноценно усваивать грамоту, орфографию. Прислушайтесь к тому, как говорит ваш малыш, и помогите ему исправить речь.
Одним из основных направлений логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении является предупреждение нарушений письменной речи, формирование правильного произношения, навыков речевого общения с окружающими.
Развитие звуковой стороны речи предполагает не только усвоение произношения и восприятия звуков родного языка. Ребенок должен уметь регулировать темп, громкость голоса, выделять все виды ударения.
Речь становится для детей особым предметом для изучения. Педагог развивает у них отношение к устной речи как языковой деятельности. Ведется работа по развитию всех видов языкового анализа, развиваются навыки звукобуквенного анализа слов. Учитель- логопед обучает детей составлять предложения из 3-6 слов, делить предложения на слова, слова - на слоги и составлять из них слова.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Формирование фонематического восприятия происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору головного мозга слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным выделение фонем.
При помощи аналитико-синтетической речемыслительной деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование навыков звукопроизношения.
Недостаточность фонематического анализа и синтеза сказывается на развитии артикуляции в целом. Однако, если наличие простых форм фонематического анализа достаточно для повседневного общения, то их недостаточно для овладения чтением и письмом.
Для этого необходимо развитие более сложных форм фонематического восприятия, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ его звуковой структуры.
Только при чётком, правильном произношении и восприятии звуков можно обеспечить прочную связь между звуком и соответствующей буквой.
В общей системе работы по речевому развитию дошкольников большое место занимают игры и упражнения, которые позволяют сформировать навыки количественного, позиционного и порядкового анализа, синтеза
звуков, дифференциации пар согласных звуков в словах. Выполняя подобные упражнения, дети научатся подбирать слова определенной структуры, правильно воспроизводить ряды слогов.
Такие задания позволят предупредить трудности овладения грамотой, нарушения усвоения чтения, письма, орфографии.
Игры и упражнения, развивающие навыки фонематического восприятия
Упражнение "Хлопни в ладоши".
Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).
Речевой материал: о, а, у, и, о, а,
и, о, ы, э; ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля.
Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда услышит [а].
Упражнение «Назови по-порядку».
Цель: развивать навыки порядкового анализа слияний [ау], [уа].
Описание. Логопед показывает детям картинку, на которой изображены девочки, заблудившиеся в лесу, и спрашивает детей, что кричат девочки. Дети отвечают: "Ау!" Логопед просит подумать и назвать, какой звук произносят девочки первым, а какой - вторым. Аналогично проводится анализ слияния [уа] при демонстрации картинки, на которой изображен плачущий малыш в коляске.
Упражнение "Подними сигнал ".
Цель: учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).
Речевой материал: б, т, к, б, м, и…
Описание. Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети - ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).
Упражнение "Волшебные часы"
Цель: развивать навыки дифференциации согласных [в], [ф] в словах.
Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в названии которых есть звуки [в], [ф] : вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона.
Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой - со звуком [ф].
Упражнение «Разноцветные кружки».
Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с раздаточным материалом (пластмассовыми кружками красного и синего цветов).
Речевой материал: рот, сок, дым, лак, рак.
Описание. Логопед показывает детям картинки, просит назвать изображение и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.
Игра "Воздушные шары»
Цель: развивать слухопроизносительную дифференциацию в словах, б, п, т, б; па,бу, но, му,ба,бо,пу,бу; булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума.
Описание. Детям предлагается поднять букву Б, когда они услышат соответствующий звук.
Упражнение "Волшебные часы»
Цель: развивать навыки дифференциации согласных [в], [ф] в словах.
Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в названии которых есть звуки [в], [ф] : вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой - со звуком [ф].
Упражнение «Разноцветные кружки".
Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с раздаточным материалом (пластмассовыми кружками красного и синего цветов).
Речевой материал: рот, сок, дым, лак, рак.
Упражнение "Слушай и складывай».
Цель: развивать навык звукобуквенного анализа и чтения слияний гласных.
Описание. У каждого ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: [АУ], [УА], [АО], [OA], [УО], [ОУ], дети выкладывают эти сочетания из букв и читают. Называют, какой звук они произнесли первым, какой - вторым.
Упражнение "Гласная потерялась ".
Цель: развивать зрительное внимание, навыки звукобуквенного анализа. Описание. На магнитной доске картинки с изображением цветка мака, кота, кита и карточки: а) с гласными а, и, о: 6) со словами: м, к, к,т, к. т. Логопед предлагает детям подумать, какие гласные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помещаются под соответствующие картинки.
Упражнение «Живые буквы».
Цель: закреплять навыки звукобуквенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком.
Описание. Логопед прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, чтобы получилось ее название.
Упражнение "Раздели и забери».
Цель: развивать навык слогового анализа слов.
Описание. На наборном полотне выставляется комплект картинок с изображением стола, стула, шкафа, дивана, кровати, кресла, буфета, тумбы, комода. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в названиях мебели. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.
Упражнение "Кто скорее? ".
Цель: совершенствовать навык слогового анализа.
Речевой и дидактический материал: светофор, перекресток, тротуар, регулировщик, милиционер, жезл, машина, автобус, троллейбус, трамвай; фишки для слогового анализа.
Описание. Логопед просит детей по очереди назвать картинки, а затем разделить слова на слоги и выложить их схемы фишками. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.
Игра с мячом "Поймай и сосчитай».
Цель: развивать навыки деления слов на слоги.
Речевой и дидактический материал: ива, тополь, ясень, сосна, ель, клен, дуб, осина, береза; мяч небольшого диаметра.
Описание. Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.
Игра "Воздушные шары".
Цель: развивать слухопроизносительную дифференциацию в словах. Материал: стакан, замок, роза, кактус, звезда, ваза, бусы.
Описание. На картинке изображены девочки (Зоя и Соня, держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое - со звуком [з], Соне - со звуком [с].
Игра «Угадай-ка».
Материал: картинки курицы, утенка, индюшонка: карточки со схемами слов.
Описание. Логопед размещает на наборном полотне картинки и предлагает детям помочь Незнайке вспомнить, кто изображен на каждой картинке, и под каждой поставить карточку с соответствующей схемой слова. Один ребенок выполняет задание у наборного полотна, остальные работают с раздаточным материалом за столами.