Махлиё Султонова
Игры и упражнения для гиперактивных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивным детям труднее, чем их сверстникам управлять своим поведением, эмоциями, телом. Хотя, правильнее перечислить в обратном порядке: телом, эмоциями, поведением. Именно в этой последовательности происходит становление способности к произвольному управлению.
Невозможно управлять своим поведением, не научившись управлять эмоциями и невозможно управлять эмоциями в ситуации, когда ты не способен управлять своими телесными реакциями.
Публикация «Игры и упражнения для гиперактивных детей» размещена в разделах
Поэтому первая группа игр и упражнений тренирует навык управления своими телом.
1. Игры на оттормаживание действий
Способность прекратить какое-либо действие, приостановить реакцию организма реализуется через состояние торможения. Способность запустить какое либо действие реализуется через запуск программы возбуждения.
Нейрофизиологи считают, что у любого человека система возбуждения доминирует над системой торможения. Поэтому нам заведомо труднее не отреагировать на стимул (сдержать действие, которое «рвется» из организма, чем сознательно активировать нужное действие из состояния покоя.
У детей доминирование процесса возбуждения над торможением более выражено, чем у взрослого, а у гиперактивных девчонок и мальчишек более выражено, чем у их сверстников.
Именно поэтому гиперактивным детишкам крайне трудно успокоиться после шумной и эмоционально насыщенной игры, дожидаться своей очереди, не ударить в ответ на неприятную реплику в свой адрес, не раскапризничаться, когда не получил то, что хотел.
Тренировка навыка произвольного торможения, импульсивно возникающего действия, крайне важна для гиперактивных детей. Лучше всего, когда это трудное для организма действие будет производиться для достижения эмоционально значимой для ребёнка цели на фоне положительных эмоций. Игра с правилами — хорошая возможность для тренировки умения произвольно оттормаживать импульсивно возникающие действия.
1.1. Игра: «Жмурки - не шевелись!»
Водящему-жмурке завязывают платком глаза, после чего взрослый ведущий игры поворачивает жмурку несколько раз, ведя с ним диалог:
—Где стоишь?
—На мосту!
—Что пьешь?
—Квас!
—Ищи три года не мышей, а нас!
Пока взрослый ведущий и жмурка беседуют, остальные дети должны успеть разойтись по комнате и замереть. После того как прозвучат последние слова «Ищи три года не мышей, а нас!», сходить с места игрокам не разрешается. Они могут только приседать, наклоняться, спасаясь от жмурки. Нельзя прятаться за мебелью или другими предметами.
Взрослый ведущий следит за соблюдением правил и предупреждает жмурку, если он подходит к предметам слишком близко и может удариться. Тогда ведущий кричит: «Огонь, берегись! Не обожгись!» и, если надо, сам отводит жмурку от препятствия.
Когда жмурка найдет кого-либо из игроков, он должен, не снимая повязки с глаз, угадать кто это и назвать его по имени.
Используйте эту игру для развития стратегического мышления у детей. Для этого обсуждайте с ними стратегии поведения в игре:
- Как тебе удалось так быстро найти/узнать игрока?
- Как думаешь, почему так долго у тебя не получалось найти/узнать игрока?
- Что ты решил делать,чтобы быстрее искать/узнавать игроков?
- Что бы ты посоветовал жмурке делать, чтобы быстрее находить/узнавать игроков?
- Есть ли у тебя план как быстрее найти/узнать игрока в этот раз? Что ты будешь делать по-другому?
- Догадался ли ты где стоят участники? Как ты это понял?
1.2. Игра: «Налет орды на отрешённых»
Участники делятся на две команды. Одна команда – «отрешенные». Их задача – погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздействий, им надо будет застыть. По сигналу ведущего они должны будут развернуться и в тот же момент на них налетит «орда» - другая команда. Задача тех – разморозить «отрешенных».
У «орды» есть только два ограничения: им нельзя дотрагиваться до замороженных и нельзя кричать тем в ухо. Любые провокации возможны «например, сказать «ты моргнул, выходи!», - и он ответит «Моргать можно!» :). замороженным нельзя прятать глаза, они должны смотреть прямо, чтобы любой оказался в их поле зрения. Игра-бой идет 1-2 минуты или вы можете по секундомеру замечать время, которое игрок (команда) смог (ли) продержаться.
Используйте эту игру для развития стратегического мышления у детей. Для этого обсуждайте с ними стратегии поведения в игре:
- Как тебе удалось так быстро «разморозить» игрока?
- Как тебе удалось так долго не поддаваться на провокации «орды»?
- Что бы ты посоветовал другим «отрешенным» делать, чтобы не поддаваться на провокации «орды»?
- Есть ли у тебя (вас) план как быстрее разморозить «отрешенного»? Сколько вариантов действия ты (вы) придумал (и?
1.3. Игра: «Охотник и заяц»
Играют два ребенка. Один — Охотник, другой — Заяц. Им обоим завязывают глаза. В начале Охотник и Заяц стоят в противоположных углах комнаты/ площадки: «Представим себе, что сейчас ночь и так темно, что не видно дальше своего носа. Заяц пытается перебежать через поле на огород за сладкой морковкой. Охотник пытается поймать зайца. Заяц может навострить уши, чтобы определить, где находится Охотник и чтобы увернуться от него. Охотник пытается услышать Зайца, чтобы его поймать».
Игра "Охотник и заяц"
Игра "Охотник и заяц"
Используйте эту игру для развития стратегического мышления у детей. Для этого обсуждайте с ними стратегии поведения в игре:
- Как тебе удалось поймать/успешно перейти на другую сторону?
- Как ты можешь его перехитрить?
- Есть ли у тебя план как перехитрить? Сколько у тебя вариантов плана?
- Как ты догадывался где находится охотник/заяц? Какой звук слышал? (дыхание, шарканье ног и т. п.)
- Что ты можешь сделать чтобы стать ещё тише?
- Как ты можешь обманывать зайца/охотника?
1.4. Игра: «Жужа»
Жужа сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят. Задача Жужи терпеть столько, сколько может (можно засекать время и записывать результат). Когда Жуже все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» и лупить их полотенцем. По согласованию участников можно разрешить/запретить дотрагиваться до Жужи («жалить» её). Стоит обсудить и то, как можно дразнить, а как нельзя. Например, можно принять решение дразнить только фруктами/овощами/животными и т. п. И придумать штрафы для тех, кто нарушил правила и/или придумать ритуал извинений.
1.5. Игра: «Вы поедете на бал?»
Играть можно вдвоем, но если игроков трое или четверо, то будет еще веселее. Ведущий начинает игру с присказки: «Барыня дала сто рублей. И велела: да и нет не говорить, белого и черного не носить. Вы поедете на бал?»
После этого ведущий выбирает одного из участников и задает ему вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы вынудить отвечающего произнести запретные слова: «да» или «нет», либо выбрать черный или белый цвет. Поэтому больше подойдут вопросы закрытого типа: «Вы поедете на лимузине… Ваше плате будет белое… Вы поедите с женихом… Вы на все вопросы правильно отвечаете… Ты сказал белый?.»
Чтобы игра проходила динамичнее иногда стоит:
ввести двух ведущих (если одному трудно придумывать вопросы);
позволить ведущему вне всякого порядка задавать вопросы то одному, то другому игроку.
1.6 Игра "Запретный номер".
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т. д.
Усложнение игры :
выбирается не одна, а 2-3 запретные цифры;
игроки передают друг другу мяч или игрушку;
игрок кидает произвольно мяч любому игроку и тот продолжает счет;
усложняется/ меняется заменяющее действие: молча подбросить мяч вверх, прокукарекать равное запретному номеру количество раз и т. п.