Татьяна Петровна Иванова
Игры дома с детьми с РАС для развития коммуникативных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
В отличие от обычных сверстников, дети с расстройствами аутистического спектра надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением, ребенок отказывается, так как социальное назначение предмета для него менее важно, чем его отдельное сенсорное свойство.
Публикация «Игры дома с детьми с РАС для развития коммуникативных навыков» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Самым доступным способом взаимодействия с ребёнком, конечно же, является игра. Оставаясь с ребёнком дома, можно с ним поиграть. Но, как мы уже знаем, ребёнок с РАС – особенный. И ему может не сразу понравиться Ваша идея. В игру ребёнка следует вовлекать постепенно. Можно надуть воздушный шарик и поиграть им, находясь рядом с ребёнком или предложить ребёнку самому надуть шарик. Для привлечения внимания ребёнка можно надуть шарик и отпустить его полетать по комнате. Через какое-то время попытаться вовлечь в игру ребенка, называя его ласково по имени и призывая к игре… И так, шаг, за шагом, без натиска, мы постепенно можем привлечь внимание ребёнка и играть с ним в игры. Игры должны приносить обоюдное удовольствие и желание играть, но самое главное в игре с детьми проговаривать каждое свое действие.
Во время совместных игр родители и дети налаживают положительный эмоциональный контакт, становятся ближе друг другу. Кроме этого, в зависимости от игры, могут решаться самые различные цели и задачи.
Виды развивающих игр :
Предметная;
Сюжетно-ролевая;
Стереотипная;
Сенсорная.
Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры.
1. Игра «Мячик, катись!»- родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом.
2. Игра «Открой – закрой» - необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т. д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
3. Игра «Ужин для кукол» - предложите вашему малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т. д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.
Наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.
Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций.
Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков. Поэтому желательно во время занятия дома позволять вашему малышу периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.
Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:
нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).
1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т. д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т. п.
4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
6. «Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить целые сюжеты.
7. Ещё одна интересная игра «Ёжик» и «Солнышко». Положить перед ребёнком картонный силуэт «Ёжик» и набор цветных прищепок (в «Солнышко» играем, когда ребёнок освоит игру «Ежик»). В этой игре решаются задачи социально-коммуникативного взаимодействия, развивается мелкая моторика пальцев рук и пинцетный захват, закрепляется знание основных цветов, звукоподражание. Родитель предлагает ребёнку взять прищепки сначала синего, затем зелёного цвета и надеть на ёжика иголки, приговаривая при этом: «Коль, коль, коль!». Затем предлагается ребёнку взять прищепки красного и жёлтого цвета и надеть на солнышко лучики, приговаривая при этом: «Ой, ой, горячо!».
Для общения с ребёнком можно использовать различные игры с пуговицами. Пуговицы берутся, желательно, крупные – их ребёнок легче возьмёт и удержит в руке. Пуговицы можно раскручивать пальчиками, как юлу, сбивать горку из пуговиц, нанизывать на толстую леску, создавать различные узоры (на нарисованных шаблонах и контурах, считать их, разделять по размеру, цвету и формам, строить различные фигуры и башенки.
Итак, зная и учитывая особенности своего ребёнка, предлагаемые игры могут значительно облегчить взаимодействие родных людей, помочь родителям и детям сблизиться, понять друг друга и хорошо провести время.