Мерясева Ирина Владимировна
Игры для развития восприятия величины для детей дошкольного возраста с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры для развития восприятия величины для детей дошкольного возраста с ДЦП»
Статья
Составила: учитель-дефектолог I кв. кат. Мерясева И. В.
г. Нижнекамск, 2021
У детей с детским церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничено манипулятивно – предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности.
Публикация «Игры для развития восприятия величины для детей дошкольного возраста с ДЦП» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Игры для детей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Возможность усвоения элементарных математических представлений и понятий о величине предметов тесно связано с достаточно развитыми способностями анализа, синтеза, обобщения и отвлечения, умения сравнивать, классифицировать, дифференцировать. У детей с детским церебральным параличом эти функции мыслительной деятельности развиты недостаточно. У данной категории детей наблюдается низкий уровень развития мышления. Оно характеризуется слабостью обобщения, непоследовательностью, некритичностью, нецеленаправленной, слабой регулирующей функцией.
Можно выделить несколько этапов для развития мышления и формирования элементарных математических представлений, в том числе и о величине предметов :
1) Организация предметно- практической деятельности детей для формирования у них начальных представлений о множестве, количестве, форме, величине, пространстве, времени.
2) Развитие активной речи. Ребенок должен не только использовать в речи математические термины, но и понимать их значение.
3) Формирование математических понятий, соотнесенных друг с другом. Дети должны усвоить, что математические понятия выражают отношения.
4) Развитие математического мышления – осуществляется переход от действий с реальными предметами к выражению этих действий в речи детей.
5) Приобретение детьми умений осуществлять самоконтроль и самопроверку. Дети учатся сравнивать каждое действие с предыдущим и последующим, проверять полученные результаты, сопоставляя их с исходными данными.
6) Систематическое изучение педагогом уровня математических представлений, умений и навыков каждого ребенка, определение уровня сформированности его математического мышления. Это позволит осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам.
Все это представляет собой единый процесс овладения детьми первичными математическими представлениями.
При изучении представлений о величине следует придерживаться определенной последовательности. Изучение начинают с таких понятий, как «большой – маленький», т. к. они наиболее знакомы и доступны детям. Затем изучают понятия «толстый – тонкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий» и др.
Сравнивая предметы, дети пользуются несколькими приемами.
1. Прием приложения.
Нужно приложить предметы один к другому так, чтобы совместить их по данному признаку (длине, ширине, высоте).
Например, дефектолог с воспитанниками сравнивает отрезок, нарисованный на доске с лентой. При параллельном расположении ленты и отрезка очень легко определить, что длиннее, что короче.
2. Прием наложения.
Этот прием применяется, если сравниваются плоские предметы. Можно сравнивать только те предметы, которые можно наложить друг на друга. Например, дети на занятии сравнивают два квадрата. Они накладывают один квадрат на другой и делают вместе с дефектологом вывод, что один квадрат больше, а другой меньше.
3. Прием вложения.
Этот прием используется, если предметы, которые сравниваются, объемные, но открытые и пустые. Дети усваивают, что так можно сравнивать предметы, которые можно вложить, поместить один в другой. Помещая один вкладыш в другой, можно сделать вывод, что больше тот, в который помещается другой вкладыш.
При сравнении предметов необходимо в первую очередь вводить понятия «равные по величине» и «неравные».
В качестве закрепления этих понятий мы широко используем самостоятельную работу воспитанников и их предметно – практическую деятельность.
Знакомство с понятием величина должно осуществляться на занятиях по формирование элементарных математических представлений, развитию речи, рисованию, лепке, конструированию, а также в повседневной жизни. Во время прогулки мы обращаем внимание, что есть листики (желуди, шишки) маленькие и большие, прикладываем их, сравниваем. Любой бросовый материал на участке может быть большим подспорьем для формирования понятия о величине.
В предметно-практической деятельности дети успешнее овладевают понятием о величине, т. к. детям с ДЦП особенно важно увидеть, потрогать, ощутить, подействовать и воспринять все признаки предметов, поэтому на занятиях следует использовать натуральные предметы, красочный дидактический материал, наглядные пособия. Играя с предметами, игрушками ребенок знакомится с понятием величины.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений и понятий о величине предметов должно быть использовано как можно больше жизненных ситуаций, которые подготовили бы детей к самостоятельной практической деятельности.
Для развития представлений ребенка о величине можно использовать различные игры-упражнения со строительными материалами – построение башен, домиков и т. п. в быту, в игровой и конструктивной деятельности усваиваются и закрепляются понятия «высокий – низкий», «широкий – узкий». В играх «Построим матрешек по росту», «Построим лесенку» дети учатся построению сериационных рядов и усваивают понятия «выше-ниже», «длиннее-короче» и др., словарь пополняется прилагательными в сравнительной степени. В ходе занятий дети учатся обозначать размер предметов словесно, овладевают способами сравнения предметов для определения их размера, учатся группировать предметы по величине и строить серии рядов.
При правильной организации системы обучения у дошкольников с ДЦП могут быть сформированы достаточно полные и четкие представления о величине предметов. Но, как говорилось ранее, нужно уделить больше внимания практической деятельности детей, учитывая особенности двигательной деятельности и психического развития детей.
Литература:
1. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами» - Ярославль: Академия развития, 2006г
2. О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?» занимательные игры для детей Москва «Просвещение» 2011 г.
3. И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Москва: ACADEMA 2001г.