Ольга Королёва
Игровое интегрированное занятие в старшей группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игрового интегрированного занятия «Весна» в старшей группе.
ФИО педагогического работника: Королёва Ольга Николаевна
Место работы: МАОУ Прогимназия №81 «Здравствуй!» г. Сыктывкара
Возрастная группа : старшая группа
Образовательная область: «Познавательное развитие» :, «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Публикация «Игровое интегрированное занятие в старшей группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Весна» Используемая общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Предварительная работа с детьми: склеенные детьми заранее цветки с лепестками белого, голубого и зелёного цветов,
Дидактическое обеспечение непосредственно образовательной деятельности:
Демонстрационный – Письмо от жителей северного полюса, картинки с признаками ранней весны, середины весны, поздней весны, запись журчащего ручья, лампа, глобус, аудиозапись с пением птиц, с шумом леса, коробка-посылка, презентация с изображениями детёнышей животных.
Раздаточный Фишки белого, голубого и зелёного цветов, карандаши, цветки-трёхлистники.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ "Сфера", 2001.
2. Окружающий мир. Неживая природа - М., Издательство ООО “ДОС”, 2008. - 136 с.
3. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
4. Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах Т. Ц Сфера М. 2015
Цель:
- обобщение имеющегося у детей представления о весне ;
- развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения речи.
Задачи:
-закрепить представления о весне и её признаках
- дать новые понятия «ранняя весна, середина весны, поздняя весна», уточнить и расширить словарь по их признакам.
-познакомить детей с природными особенностями весенних месяцев
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Вводная часть (3-4 минуты)
Цель: Создать положительный настрой на предстоящую деятельность.
Методы и приемы: объяснение, игра, сюрпризный момент, проблемная ситуация.
Воспитатель вносит в группу письмо. Ребята это письмо пришло к нам с северного полиса. Хотите узнать от кого оно?
Дети : Да
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята группы! Пишут вам обитатели северного полиса! Ребята, как вы считаете, кто это может быть?
Дети: Тюлени, белые медведи, моржи. (Включается слайд с их изображением.)
Воспитатель : (читает дальше) Ребята, как вы знаете, у нас на северном полисе холодно круглый год и зимой и летом. Солнышко у нас появляется очень редко и поэтому льды в нашей местности почти никогда не тают. Ребята, нам бы очень хотелось знать, как живёте вы- дети на другом конце света Мы слышали, что у вас сейчас не зима, а какое-то другое время года, и нам бы очень хотелось узнать о нём подробнее. Мы очень будем ждать вашего ответа.
Воспитатель: Ребята мы ответим на вопросы обитателей северного полюса?
Дети: Да
Воспитатель: А как же мы сможем это сделать?
Дети : Отправим посылку или письмо.
Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года
Дети : Весна
Основная часть: (20-22 мин)
Цель: -Развитие познавательной активности детей в процессе отгадывания загадок
- Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности
-Активизировать словарь за счет слов: имен существительных (март, апрель, май, проталина, оттепель, ручей, сосулька, капель, подснежник, почка);
-Дать знание о причине смены времён года
Методы и приемы:
• проблемное общение;
• экспериментирование;
• информационно-рецептивный (совместная деятельность педагога и ребенка);
• эффект удивления;
• беседа,
• ситуативные разговоры,
• вопросы
• метод наглядного моделирования
• художественное слово
Воспитатель: Ребята весна в природе бывает ранней, бывает середина весны и поздняя весна
Ребята, какие признаки ранней (середины, поздней) весны вы знаете? (Дети затрудняются)
Воспитатель: Для того, чтобы узнать об этом, я предлагаю разделиться вам на команды. (детям предлагаются фишки синего, белого и зелёного цветов). Чтобы лучше представить признаки ранней весны, середины весны и поздней весны, предлагаю отгадать загадки. Ребята, одна из команд являются помощниками ранней весны, одна -помощниками середины весны, и последняя -помощниками поздней весны. После того как отгадаете все загадки, команда должна посовещаться и решить помощниками какой весны они являются. Вы готовы?
Дети : Да
Воспитатель: Подойдите к столу. Перед вами лежит набор картинок. После того как я прочту загадку, Вам надо будет посовещаться в команде и поднять картинку с нужным ответом. (Загадывает загадки)
Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт (сосулька)
Осенью летели к югу
Переждать там злую вьюгу.
Дождались, и вот весной,
Возвращаются домой. (Перелетные птицы)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит. (капель)
Солнце пригревает,
Лед на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление
Весною называют?
(Ледоход)
Все деревья спят зимой
Просыпаются весной
Ну,а раньше,чем листочки
Набухают это. ?
Появился из-под снега,
Тянется к кусочку неба.
Самый первый, самый нежный,
Маленький такой… (Подснежник)
Зимой он все сидел, а весной вдруг похудел (сугроб)
Весна поет, звенит капель, Почистил крылья воробей. Кричит скворцу он: - Не робей! Иди купаться Вот … (ручей)
Воспитатель: Ну вот ребята, вы отгадали все загадки. Скажите, команда белых фишек является помощниками какой весны.
Дети : Ранней
Воспитатель: Правильно. Ранняя весна-это самое начало весны. Как вы считаете, почему в вашей команде достались именно белые фишки?
Дети : Потому что ещё много снега на улице
Воспитатель: А какой месяц обозначает начало ранней весны?
Дети: Март
Воспитатель: Правильно. Март весну открывает. Столько солнца и белого снега на улице, что глаза слепит. Март в народе называют протальником, потому что от солнечных лучей снег начинает таять, и становится видно землю – проталину. Что такое проталина?
Дети: Там где снег уже растаял появляются узкие полоски чёрной земли, это и есть проталинки.
Воспитатель: В народе март прозвали зимобор. За что как вы думаете? Дети : В марте зима с весной борется.
Воспитатель: Ребята, а команда ребят с голубыми фишками являются помощниками какой весны?
Дети: Середины весны.
Воспитатель: А в каком месяце обычно приходит середина весны?
Дети: В апреле.
Воспитатель: А почему же вам достались фишки именно голубого цвета?
Дети: Потому что в апреле всё тает, везде вода.
Воспитатель: Правильно. За мартом апрель идёт. В апреле весна вволю разгуляется. Этот месяц прозвали снегогоном. О чём говорит это название.
Дети: Он выгоняет снег
Воспитатель: Прозвали апрель и водолеем. Почему как вы считаете.
Дети: Кругом лужи, кругом вода льётся.
Воспитатель: Апрель месяц говорливой воды. послушайте, что это значит (Включается запись журчащего ручья) Апрельские ручьи землю будят. Что это значит?
Дети : Тёплые воды смывают зимнюю грязь, согревают землю
Воспитатель: Апрель водою славен, почками красен. Как вы это понимаете?
Дети: Ручьи кругом, капель звенит, почки на деревьях
Воспитатель. Скажите, ребята, а команда зелёных фишек-это помощники какой весны?
Дети: Поздней.
Воспитатель: Правильно ребята. А какой же месяц является символом поздней весны.
Дети : Май
Воспитатель : Правильно, самый красивый и самый тёплый месяц май- месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень. Почему вы так думаете?
Дети: В мае деревья зеленеют, цветы цветут.
Воспитатель: Называют май и песенник. Почему вы так считаете?
Птицы поют, леса шумят (включается аудиозапись)
Воспитатель: Итак, перед весной стоят три главные задачи. Темноту зимнюю прогнать. Какой месяц с этим справляется?
Дети : Март
Воспитатель: Вторая задача -снег растопить, землю разбудить. Какой месяц с этим справляется?
Дети: Апрель
Воспитатель: Третья задача- землю, поля и леса зеленью нарядить. Какой месяц с этим справляется?
Дети: Май
Воспитатель: А теперь ребята давайте соберём весенние картинки и положим их в нашу посылку (Дети складывают картинки в заранее подготовленную коробку)
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с этим заданием, а теперь скажите с солнцем какие-нибудь изменения происходят? (оно стало светить ярче и теплее, солнце пригревает)
Воспитатель: Почему же так происходит? (затрудняются) Оказывается, весной наша планета находится ближе к солнцу. Давайте проведем опыт.
Опыт «Почему происходит смена времен года?». Дети подходят к столу с лампой и глобусом.
Воспитатель: Представьте, что лампа – это Солнце. Потрогайте ту сторону глобуса, куда попадал свет лампы. Что чувствуете?
Дети: Эта сторона теплая, прогретая солнцем.
Воспитатель: Да, верно. Земля все время вращается вокруг Солнца. Если на одной стороне земли (в Южной Америке) сейчас тепло, что мы и почувствовали, то на обратной стороне Земли будет холодно, потому что солнечных лучей мало доходит.
Воспитатель проводит физкультминутку
Солнышко, солнышко, дети идут по кругу
Золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло хлопают в ладоши
Побежал в саду ручей дети бегут по кругу
Прилетело сто грачей
А сугробы тают, тают дети медленно приседают
И цветочки подрастают тянутся на носочках вверх
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, что происходит у лесных обитателей? (ответы детей).
Дети : рождаются детёныши.
Воспитатель: У зайчихи появляются детеныши. Как они называются? (включает слайды)
Дети: зайчата.
Воспитатель: У барсучих появляются…---
Дети- барсучата
Воспитатель: У лосихи….-
Дети: Лосята.
Воспитатель: У медведицы….
Дети: Медвежата.
Воспитатель: У волчицы
Дети: Волчата
Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите к столам (на столах разложены модели месяцев весны в форме цветка-трёхлистника, склеенные детьми на аппликации) и нарисуйте на лепестках признаки весенних месяцев. (дети, умеющие писать, подписывают названия месяцев)
Воспитатель: Ну вот теперь, мы можем смело складывать наши работы в посылку. (складывают) Какой обратный адрес мы напишем на посылке?
Дети: Республика Коми, г Сыктывкар, ул Карерная д 18, гр № 7.
Заключительная часть. (3 мин) Цель: Подвести итоги занятия.
Методы и приемы: похвала, опрос.
Проводится итог НОД Упражнение на развитие слухового внимания
«Что лишнее»
Воспитатель: Ребята, посылку мы обязательно отправим, а сейчас, я буду называть слова, обозначающие предметы и явления, которые относятся к весне, но обязательно допущу ошибку, и только самые внимательные смогут найти эту ошибку.
Воспитатель: кучевые облака, проталины, птицы улетают на юг.
Дети : птицы улетают на юг
Воспитатель: Капель, декабрь, подснежники, почки
Дети: Декабрь - это зимний месяц
Воспитатель: Ручьи, сильные морозы, солнце, ледоход
Дети : Сильные морозы
Воспитатель: Март, Апрель Весна, Май
Дети ; Лишнее слово весна – это время года
Воспитатель: зима, весна, лето, апрель
Дети: апрель-это месяц
Воспитатель: Ребята, я буду задавать вам вопрос, а вы внимательно слушайте, и поднимайте верное количество пальцев.
Воспитатель : Сколько времён года вы знаете
Дети поднимают цифру 4 и называют времена года
Воспитатель: Сколько весенних месяцев вы знаете?
Дети поднимают 3 пальца
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня вы были внимательными. Собрали посылку для обитателей Северного полюса. Отгадывали загадки с помощью картинок, интересно беседовали. Вот какую большую работу мы с вами провели. А теперь скажите, что больше всего запомнилось.
Дети отвечают.
Воспитатель: Продолжите пожалуйста «Я сегодня узнал…»
Воспитатель: Вот сколько нового мы узнали сегодня. А наша игра подошла к концу. До новых встреч!
Самоанализ.
Интегрированное занятие «Весна» построено в соответствие с требованиями ФГОС. В занятии поставлены задачи для развития как предметных, так и метапредметных результатов.
Занятие «Весна» осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Все пособия эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка и ЭОР, которые усиливали эмоциональное восприятие.
В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,