Наталья Азоркина
Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста» выбрана мною не случайно. В младшем дошкольном возрасте ребенок познает социальные нормы. Это происходит в процессе различных форм и способов образовательного процесса, в том числе в игровой форме при создании различных ситуаций. В младшем дошкольном возрасте игра рождается как предметноигровая деятельность. Ребенок приобретает в этот период основные человеческие качества. У него начинает формироваться определенное отношение к окружающему миру (людям, предметам, явлениям природы, к разговорной речи. А вот своевременное овладение правильной речью, в том числе ее активное использование, одно из главных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности и подготовки к школе.
Публикация «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Речь - важнейшая творческая психическая функция человека, сфера проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и построению собственной личности, своего мира через диалог с другими людьми. А чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, как можно чаще ее использовать, контактируя со сверстниками и взрослыми, иметь определенную речевую активность. Поэтому в своей работе я взяла за основу все виды игровой деятельности, так как игра имеет большое значение в развитии речи ребенка.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: обеспечение развития познавательной активности, речевой активности и формирование культуры общения.
Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
Образовательные: - обогатить словарный запас детей, активизировать его, улучшить диалогическую речь.
Развивающие: - следить, что у ребенка развивается чувство уверенности в себе, настойчивость в достижении целей, вера в реализацию своих возможностей; - обеспечить развитие речевого аппарата, мимических мышц и дыхательной системы; - способствовать развитию таких психологических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение и память.
Воспитательные: - пробуждать чувство доброжелательности, желание общаться друг с другом, умение вести себя в группе сверстников.
В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:
1. Бабаева, Т. И. Образовательная область Социализация. Методический комплекс программы «Детство». – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 256 с.
2. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. – М. : Педагогика, 2015. – 111 с.
3. Касаткина, Е. И. Коммуникативные игры с младенцами / Е. И. Касаткина, Н. А. Евстафьева, Е. А. Фокина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2020. – № 2 – С. 49-54
4. Муратова, В. В. Развитие игрового замысла у детей раннего возраста / В. В. Муратова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2019. – № 12 – С. 58-62
5. Сомкова, О. Н. Образовательная область «Коммуникация». Методический комплекс программы «Детство». – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 208 с.
6. Усова, А. Роль игры в педагогическом процессе детского сада / А. Усова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9 – С. 67-70
7. Фокина, А. Кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог. Шесть игровых ситуаций / А. Фокина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2020. – № 3 – С. 30-34
8. Шустова, И. Б. Игры для детей / И. Б. Шустова. – Издательский дом Литература, 2005. – 230 с.
Работа с детьми: Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приё мы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
Игровой метод : игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
В своей работе использовала следующие дидактические пособия : - настольный театр; - пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок; - кукольный театр; - иллюстрационный материал по развитию речи; - иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.
Также я проводила работу с родителями: Индивидуальные беседы с родит елями детей. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи дошкольников. Консультация «Как мы говорим». Папка-передвижка для родителей на тему: «Учим говорить правильно». Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка.
Данные мероприятия помогли установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Родители стали более открытыми для общения.
В процессе работы над данной темой были опубликованы методические материалы, транслирующие мой педагогический опыт:
1. Приняла участие в вебинарах:
«Игровые технологии и их преимущества в образовательном процессе детей»;
Всероссийская общественная организация содействия развития сферы дошкольного образования «Воспитатели России» - тема: «Реализация образовательной области «Речевое развитие».
«Эффективные формы работы с семьей».
2. Участвовала в олимпиаде «Развитие речи» на сайте «Воспитатель. Ру»
3. Опубликовала авторский материал на Всероссийском информационном портале «Продленка» Конспект занятия «Колобок».
Вывод: Осуществляя работу по теме самообразования, к концу учебного года я пополнила свои теоретические знания по данной теме, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы которые способствуют развитию речи детей.
В результате проведённой работы к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на вопросы взрослых. Дети интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, рассказов, сказок и с удовольствием их рассказывают. Работа в этом направлении будет продолжена и на следующий год.
Перспективы на следующий год: Изучать новинки методической литературы. Продолжить работу по разработке новых игр и упражнений по данной теме. Продолжать совместную работу с родителями по развитию речи детей. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию речи.