Получи документы

Игротерапия и арт-терапия как средства решения коммуникативных проблем у ребенка

Ольга Петрова
Игротерапия и арт-терапия как средства решения коммуникативных проблем у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Игротерапия

Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор. А главное, делают все это в интересной форме без принуждения.

Деткам веселее, интереснее, легче воспринимать информацию в игровой форме. Во время игры, ребенок привносит много личного в игровое поле, поэтому так важно уметь видеть те ситуации, которые заботят малыша.

Публикация «Игротерапия и арт-терапия как средства решения коммуникативных проблем у ребенка» размещена в разделах

Как правило, эта проблема проявляется через непослушание, агрессивное поведение, тревожность и другое. Ребёнок может продемонстрировать все свои тревоги во время игры, поскольку она является его ведущей деятельностью.

Когда эффективна игротерапия?

Для детей, особенно раннего возраста, все происходящее вокруг – игра. Поэтому нельзя сказать, что для нее должны быть какие-то показания, так как для ребятишек это основной вид досуга. Именно в процессе игры дети всегда в хорошем настроении, открыты к взаимодействию и не расценивают такое времяпрепровождение, как что-то неприятное для себя.

Но особенно полезной игротерапия будет при следующих проблемах :

замкнутость и необщительность;

наличие страхов;

непослушание или сверхпослушание;

вредные привычки;

проблемы взаимоотношений;

агрессивное поведение;

стрессовые ситуации;

Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.

Правила игротерапии

В ИТ обязательно должен быть ведущий – взрослый человек. Он предоставляет средства, которые позволяют ребенку раскрыться. Подбираются они, исходя индивидуальных особенностей, и могут быть следующими: подвижные игры; игры с куклами; игры с песком; конструирование; ролевые игры.

Помимо вышеописанных средств могут быть и любые другие, позволяющие раскрепостить ребёнка и открыть его внутренний мир.

Игротерапия для детей дошкольников

Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения.

В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда!

Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры: достигается эмоциональное равновесие; исправляется поведение; развиваются социальные навыки;

Очень важным моментом является то, что ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится:

дружить с другими детьми; осознавать своё «я»; уважать других и их «я».

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

*Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому.

*Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет.

*Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.

*Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.

*Игра должна быть добровольной.

Картотека игр, направленных на решение коммуникативных проблем

Подвижные игры

“Раздувайся пузырь”

Описание игры.

Дети садятся на стульчики, расположенные полукругом, водящий (взрослый) подходит к одному из них с вопросом: "Как тебя зовут?". Ребенок называет свое имя, водящий громко и ласково повторяет его, берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему. Так по очереди приглашаются все дети. При этом лучше сначала подходить к тем, кто выражает желание скорее включиться в игру.

После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Водящий дает руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. "Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок". Дети становятся тесным кружком и "раздувают пузырь При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного расширяет круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся!

К концу текста образуется большой растянутый круг. Водящий входит в круг и говорит: "Лопнул пузырь!" Все хлопают в ладоши, произносят слово "Хлоп!" и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т. е. опять раздувать пузырь.

“Подарки”

Особенности игры и ее воспитательное значение.

. В ней создается такая игровая ситуация, в которой каждый ребёнок может выбрать тот подарок, который ему хотелось бы получить. Все остальные дети движениями изображают этот предмет; они как бы удовлетворяют желания друг друга.

Задача ребёнка в игре - передать движениями изображаемую игрушку, сделать это красиво и выразительно. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации.

Описание игры.

Ведущий, предлагает детям построиться в большой круг и назначает того, кто первый будет выбирать себе подарок. Этот ребёнок выходит на середину круга, а ведущий вместе с детьми ведет хоровод под следующие слова:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмёт.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолёт.

Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успевали представлять себе каждый предмет. С окончанием текста дети останавливаются. Ведущий, обращаясь к стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если он выбирает коня, все дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют, как куклы, если волчок - все кружатся, а если выбирается самолет - все подражают полету и приземлению.

Слова и ритмические движения, которые выполняют дети в хороводе

Конь

Скачет конь наш,

Чок - чок - чок!

Слышен топот быстрых ног,

Хоп-хоп-хоп. ТПРРРУУУ!

Дети поворачиваются и бегут друг за другом по кругу, высоко поднимая ноги, как лошадки. Руки протянуты вперед, а корпус слегка отклоняется назад. В конце текста "конь" останавливается. Обращаясь к ребенку, стоящему внутри круга, ведущий предлагает ему посмотреть, какие у нас красивые кони, и выбрать того, который больше всего понравился. Выбирая себя "подарок", ребенок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Все снова берутся за руки и повторяют слова: "Принесли мы всем подарки".

Кукла.

Кукла, кукла попляши,

Яркой лентой помаши (повторяется два раза).

Под эти слова дети свободно пляшут лицом у центру, под любую плясовую мелодию, изображая куклу. Ведущий предлагает ребенку, стоящему в кругу, выбрать, какая кукла ему больше всего понравилась, подойти к ней и занять место в хороводе, вокруг следующего ребенка продолжается движение хоровода.

Волчок

Вот как кружится волчок,

Прожуж-ж-жал - и на бочок (2 раза)

С этими словами дети кружатся на месте, потом приседают. После выбора лучшего волчка и замены того, кто получает подарок, игра продолжается.

Самолет

Изображая самолет, каждый ребенок "заводит мотор" - под звук "р-р-р-р-р-р-р-р" делает круговые движения руками перед грудью. Затем он раздвигает руки широким жестом "как крылья", и наклонившись немного вперед, - летит (т. е. бежит) по кругу со звуком "ж-ж-ж-ж-ж-ж!". Сделав полный круг, "самолет" замедляет движение и медленно приземляется, т. е. приседает на корточки.

Когда дети хорошо освоятся с игрой, можно предложить им назвать и изображать другие игрушки (мишка, автомобиль, лиса, волк, которые можно легко показать посредством выразительных движений.

“Волшебные очки”

Ведущий торжественно объявляет: "я хочу показать вам волшебные очки, тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас одеваю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!". Подходя к каждому ребенку ведущий называет какое-либо достоинство. "А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется можно помочь и подсказать. Повторение одних и тех же достоинств здесь не страшно, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

“Клеевой ручеёк”

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

“Слепец и поводырь”

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры ведущий просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

“Волшебные водоросли”

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

“Подарок на всех”

Детям даё тся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Волшебный букет цветов

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Водящий (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Ведущий таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игры-ситуации

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

“Разговор через стекло”

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”, а другой группе отгадывать то, что они увидели.

“Пресс-конференция”

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему ( например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

“Без маски”

Перед началом игры ведущий говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало стыдно. Я…».

Игра «Расследование»

Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.

Игра «Веселая сороконожка»

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают) : «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

«Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.

Игра «Дотронься до…»

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т. д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

“Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые”

Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий : взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

“На мостике”

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

При встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

“Давай поговорим”

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать. (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

“Газета”

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде.

“Небоскреб”.

Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель : построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

Одним из средств арт-терапии является песочная терапия.

Результатом песочных игр-занятий является освобождение от всего, что беспокоит и волнует. И, самое главное, что это освобождение происходит на подсознательном уровне, без применения психологического воздействия и медицинских препаратов. Занятия песочной терапией при помощи детского психотерапевта или педагога, который ненавязчиво подталкивает ребенка к освобождению от внутренних проблем, развивают самооценку ребенка и помогают ему самоутвердиться в обществе. Детская песочная терапия не ставит цель переделать ребенка, а позволяет через игру научиться быть самим собой.

Песочная терапия – это, прежде всего возможность самовыражения. При помощи песка можно выразить свои чувства и эмоции, которые порой так сложно передать при помощи слов.

Игры с песком работают в нескольких направлениях и устраняют многие проблемы. Такое времяпрепровождение кажется незатейливым, но в этой простоте и кроется эффект. Снимается раздражительность, плаксивость, агрессивность. Развивается фантазия. Выстраиваются социальные связи. Поднимается настроение.

Благодаря современным технологиям можно играть не только в классической песочнице, но также в специальных песочных столах с подсветкой. Такой терапевтический досуг позволяет творить в реальном трёхмерном пространстве.

Игры с песком

Упражнение “Угадай знак”

Сначала кто-то из детей рисует на спине товарища знак, это может быть буква, цифра, геометрическая фигура или что то еще.

Задача ребенка, которому нарисовали знак воспроизвести его на песке.

“Вежливые люди”

В песочнице моделируются ситуации. Миша пришел с прогулки проголодавшийся. Его встречает мама и бабушка. Что Миша скажет маме и бабушке? Дети выполняют роли.

“Ириска”

Взрослый: Пошли однажды котенок Васька с мамой в магазин и купила мама котенку ириски. Пошел котенок гулять, встретился ему ежик. И говорит ежик котенку: - Дай мне немедленно ириску. А не дашь, то я тебя уколю. Котенок ответил: - Ты злой ежик. А злюкам я не даю ириски.

Далее обсуждение проблемы, поиск решения.

Вопросы к детям:

- Почему так повел себя ежик?

- А как поступил котенок?

- Как бы вы поступили?

Далее эта ситуация разыгрывается еще раз. Но так, чтобы котенок и ежик не поссорились, а нашли выход.

Котенок ответил: “Что же ты, ежик рассердился? Ириски я принес, чтоб тебя угостить. А ты ежик просто забыл вежливо попросить”

“Ладошки на песке”

Дети по очереди делают отпечатки своих ладошек на песке. Потом они украшают отпечатки ладошек других детей камешками или другими материалами.

“Узнай друга”

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят около песочницы напротив друг друга. Взрослый просит детей опустить руки в песок, встретиться руками с соседом и узнать его по рукам.

“Руки ссорятся, руки мирятся”

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами. Взрослый просит детей пальчиками “пройтись по песку”. Найти пальчики другого ребенка, пускай пальчики поздороваются друг с другом. А теперь пальчики поссорились. Но они снова ищут друг друга, хотят помириться, они просят прощения и наконец мирятся. Пальчики расстаются друзьями.

“Закорючка”

Взрослый говорит, что наши пальчики превратились в волшебные карандаши. Эти карандаши могут превращать простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый ребенок рисует на песке небольшую закорючку, затем следующий должен дополнить ее так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Затем дети рассматривают и обсуждают, что же у них получилось.

“Комплименты”

Взрослый заранее заготавливает разноцветные лепестки картона. Он говорит детям: - Наша песочница-это поляна, но она совсем пустая, на ней ничего не растет. Как вы думаете чего на ней не хватает? (Дети отвечают).Вот так и в жизни без внимания и добрых слов нам печально и серо. Давайте порадуем друг друга и скажем добрые слова. Дети по очереди берут по лепесточку, говорят комплименты любому ребенку и “сажают” его на полянке.

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка Одной из основных задач педагогов дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО является выбор методов и форм организации работы с.

Арт-терапия как метод психологической коррекционной работы с дошкольниками "Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку,- это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя". Жак Соломе.

Арт-терапия, как средство коррекции тревожности детей Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет.

Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов «Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов» Юдина Наталья Владимировна ГБДОУ № 25 В жизни человеку приходится.

Игротерапия как средство развития личности ребенка «Игротерапия как средство развития личности ребенка Современные дети отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее,.

Консультация «Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости» Бытует мнение, что детству непременно свойственны состояния радости, оптимизма и счастья. Взрослым советуют учиться этим прекрасным состояниям.

Консультация «Арт-терапия как форма работы с детьми в условиях реализации ФГОС до» Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование,.

Презентация «Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ» Важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является сохранение здоровья ребёнка с ОВЗ, способного проявлять самостоятельность,.

Театральная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольника Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, или наоборот, чрезмерно застенчив. Как правило, такие состояния возникают.

Здоровьесберегающий проект «Арт-терапия как метод оздоровления детей дошкольного возраста» Здоровьесберегающий проект «Арт – терапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста» Автор: О. В. Невзорова Педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игротерапия и арт-терапия как средства решения коммуникативных проблем у ребенка
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 20:44
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игротерапия и арт-терапия как средства решения коммуникативных проблем у ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД