Наталия Гаврилова
Консультация «Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости»
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости
Бытует мнение, что детству непременно свойственны состояния радости, оптимизма и счастья. Взрослым советуют учиться этим прекрасным состояниям у детей, быть такими, как дети: непосредственными, радостными, счастливыми. Однако в современной ситуации социализации, порой, в агрессивно настроенной среде ребенок чувствует страх, незащищенность, растерянность, неуверенность и прочие несвойственные ребенку состояния. И в этих условиях ребенок нуждается в поддержке и помощи взрослого.
Публикация «Консультация „Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости“» размещена в разделах
Действительно, все чаще и чаще в средствах массовой информации и в научных исследованиях речь идет о стрессогенных факторах социализации личности ребенка, в частности, и дошкольного возраста. Негативные тенденции в динамике ухудшения физического и психического здоровья детей на протяжении последних лет фиксируются как отечественными, так и зарубежными исследователями. Бесстрастная статистика сообщает о росте числа соматических и психических заболеваний среди детей, детских неврозов.
Поэтому сегодня становится особо актуальной проблема взаимодействия ребенка с окружающим миром, формирования у него жизненной стойкости, уверенности, способности верить в свои силы, которая обращает внимание к эмоциональному миру детей, их психическому и физическому здоровью.
Возникает вопрос: как ребенку противостоять негативным явлениям, не впасть в отчаяние при неудачах? Путь один – помочь ребенку стать оптимистом, сформировать у него стрессоустойчивость к жизненным неурядицам.
Для решения данной важной задачи необходимо предвидеть возможные стрессовые факторы социализации личности ребенка, разработать средства их профилактики и преодоления детьми, а также подобрать адекватные возрасту технологии формирования стрессоустойчивости у дошкольников.
Общими причинами стресса у дошкольников, по мнению психологов, могут быть, как факторы физического плана, например, болезнь, травмы, физические недостатки; явления социального плана, к которым можно отнести: детские страхи, конфликты с детьми и со взрослыми, гибель домашнего животного, развод родителей, расставание с дорогими людьми, смерть близкого человека, применения насилия, появление нового ребенка в семье, смена места жительства, военные действия; так и факторы природного характера – природные катастрофы.
Сказанное нацеливает на необходимость формирования у детей, особенно у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, такого качества, такой личностной черты, как стрессоустойчивость.
Фундамент стрессоустойчивости составляет степень сформированности у ребенка любви к самому себе или самопринятия, причем, безусловного принятия самого себя таким, какой есть (со всеми достоинствами и недостатками).
Вторая характеристика стрессоустойчивости – это оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни, в т. ч. Позитивное (саногенное) мышление, позволяющее замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому.
Третья составляющая – овладение ребенком стратегиями и тактикой преодоления, переживания негативных эмоций (страха, печали, злости, а также техникой сублимации, т. е. таким защитным механизмом психики, позволяющим снимать внутреннее напряжение с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей или творчество.
Четвертая характеристика стрессоустойчивости – умение расслабляться, релаксироваться, снимать мышечные зажимы.
В психолого-педагогической практике используют различные средства, повышающие стрессоустойчивость и предупреждающие возникновение стрессовых ситуаций. Одним из наиболее адекватных детскому возрасту, характеру влияния на личность и результативным средством являются арт-терапевтические техники («арт-терапия» в переводе с англ. «исцеление искусством»).
Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний детей. Во время выполнения по арт-терапевтических упражнений ребенок получает важное послание от собственного подсознания, которое контактирует с сознанием, и этот диалог позволяет увидеть то многое и важное, что скрыто внутри. Другими словами, арт-терапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям, вызывают у ребенка удовольствие и интерес.
В целях коррекции и развития различных сфер личности рекомендуется использовать комплекс арт-технологий.
• Арт-изо
• Арт-лепка
• Арт-песок (sand-art)
• Арт-сказка
• Арт-театр
• Арт-музыка
• Арт-ритм
Какие же задачи решаются при использовании арт – техник:
1. Гармонизация эмоционального состояние детей.
2. Развитие позитивного мышления.
3. Формирование жизнерадостного и оптимистического отношение к различным ситуациям жизни.
4. Обучение детей способам регуляции психоэмоционального состояния, снятия нервного напряжения средствами арт- техник.
5. Развитие творческих способностей детей.
Материалы, используемые при использовании арт – техник характеризуются большим разнообразием.
Кратко раскроем особенности каждой из арт-техник :
Арт-изо опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях, ее цель – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.
Эффективность применения изотерапии основывается на том, что метод позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом:
• скрытые переживания выражаются свободнее и легче;
• неприятные или тяжелые переживания не воспринимаются, а преобразовываются в творчество;
• появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них.
Технология арт-лепка основана на психотерапевтическом методе глинотерапии. Глинотерапия (пластилинотерапия) Вымешивание разнообразных пластических материалов позволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт, подумать, осмыслить, выбрать, принять решение; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует обучению новым моделям поведения и развитию творчества.
Технология sand-art (арт-песок) искусство рисования песком и на песке предполагает специально созданную песочную среду (специальные подносы для рисования песком, световые планшеты и столы). психотерапевтическое влияние песка на ребенка (песок способен «заземлять», забирать негативные эмоции и задерживать на себе негативную психическую энергию). Поэтому, манипулируя песком (разглаживания его, пересыпая, просеивая песок между пальцами и пр.) ребенок получает от действия, созерцания и ощущений душевное равновесие, которое может усиливаться посредством проведения определенных линий (например, параллельных). Рисование песком выступает в качестве действенного средства развития эмоциональной сферы дошкольников, гармонизации эмоциональных состояний и профилактики эмоционального неблагополучия у детей.
Технология арт-сказка опирается на методы сказкотерапии Эта технология дает положительные результаты с дошкольниками с проблемами, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости) и позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. И даже в том случае, когда на осознаваемом вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне.
При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка.
Технология арт-театр опирается на техники имаготерапии (от лат. imago — образ) и куклотерапии.
Задачами которой являются:
- укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;
- воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;
- развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;
- тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;
- создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией.
Реализация технологии арт-театр предполагает использование различных видов театра: кукольного, настольного, теневого и пр.
Технология арт-музыка
В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Технология арт-ритмика
В основе применения данной арт-технологии, основанной на танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний ребенка основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения.
Основная задача танцевально-двигательной терапии - обретение чувствования и осознанности собственного «Я».
Необходимо отметить, что в основе каждой из выше приведенных арт-технологий лежит тот или иной вид арт-терапии, методы которой может использовать педагог - психолог. Педагог в своей работе реализует элементы методов арт-терапии, делая акцент, прежде всего, на развитие и коррекцию негативных проявлений в той или иной сфере личности ребенка.
Арт-терапия апеллирует к символической функции искусства. Через работу с символическим материалом у ребенка развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.
Методы арт-терапии позволяют выразить эмоции, что очень важно в работе с негативным состоянием, трансформировать негативные эмоции, болезненные переживания, помогают найти ответы на мучающие вопросы, противостоять стрессу, управлять им.