Светлана Костина
Игра как средство речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущий вид деятельности ребенка.
1. В игре нарабатываются коммуникативные навыки, есть место для партнерства, основанного на уважении к ребенку, пусть и к маленькому.
2. Развивается познавательный интерес. Обучать ребёнка гораздо проще в процессе игры, этому способствует его интерес и положительные эмоции.
3. Игровые приемы направлены не только на автоматизацию звуков в речи, но и на развитие общей моторики, мелкой моторики, ориентировки в пространстве, чувства ритма, что не утомляет детей.
Публикация «Игра как средство речевого развития» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
4. Игровые приемы влияют на развитие памяти, внимания, мышления.
5. Некоторые задания не требуют предварительной подготовки, что тоже немаловажно в работе педагога.
Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В сюжетно-ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении.
«На приёме у врача»
Цель: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом - выдох ртом, вдох ртом - выдох носом, вдох носом - выдох ртом, вдох носом - выдох носом.)
Ход игры: Коллективное выполнение детьми упражнений по инструкции воспитателя. "Я сейчас послушаю вашу грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом" и так далее. "А теперь послушаю спинку". Далее детям предлагается выполнять упражнение парами по инструкции воспитателя.
«Магазин»
Цель: развитие навыка классификации вещей и продуктов по внешним признакам.
Ход игры: Магазинных отделов много (воспитатель демонстрирует картонные листы, изображающие витрины). Дети начинают раскладывать картинки по картонкам-витринам, попутно рассказывая, почему кладут именно сюда.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также актуализировать имеющиеся у детей речевые средства.
«Живые картинки»
Цель: автоматизировать тот или иной звук в речи.
Ход игры: перед ребенком выкладываются несколько картинок на звук, который необходимо закрепить в речи, даем установку: «запомни все картинки, закрой глазки, и одна картинка оживет, а ты должен решить, какая картинка ожила и,что на ней изменилось».
Ребенок замечает изменения и произносит все слова, закрепляя произношение определенного звука
«Эхо»
Цель: учить образованию сложных слов.
Ход игры: -Ребята, какое слово вы услышите соединив эти два слова:
-листья падают – листопад
-сам ходит - самоход
-снег падает - снегопад
-мед носит – медонос
-вода падает - водопад
-звезды падают - звездопад
-сено косит – сенокос и т. д.
Карточная игра «Говорун»
Цель: учиться складывать слова из букв.
Ход игры: Игроки ходят поочередно, выкладывая по одной карточке с буквой. Как только кто-то замечает, что из лежащих карточек можно составить слово, он его называет и забирает себе. По ходу игры буквы приносят разное количество очков.
Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Многие эти игры направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражании.
«Лишнее слово»
Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.
Ход игры: Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.
Лексический материал (например) :
шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.
зима, весна, ноябрь, лето, осень.
белка, заяц, медведь, синица, еж.
шуба, шарф, панама, варежки. И т. д.
«Я знаю много названий»
Цель: закреплять обобщенное значение слов.
Ход игры: Воспитатель начинает, а дети продолжают.
«Я знаю много названий зверей: заяц, медведь… цветов: мак, роза… овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т. д.
«Назови одним словом»
Цель: развитие словаря детей.
Ход игры: Ведущий спрашивает у детей:
«Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?» (птицы)
Астру, мак и розу? (цветы)
Лису и ослика? (животные)
Иву и дуб? (деревья) и другие варианты.
Впоследствии ведущими становятся сами дети.
«Назови ласково»
ЦЕЛЬ: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей.
«Тише, тише, Маша шьёт»
Цель: закреплять произношение звука Ш в словах.
Ход игры: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши (Миши) и тихо говорят:
Тише, тише, Маша шьет,
Наша Маша долго шьет.
А кто Маше помешает,
Того Маша догоняет.
После этих слов дети бегут в заранее обозначенный домик. Кого Маша (ведущий) осалит, тот должен сказать слово со звуком Ш. Если ребенок затрудняется назвать слово, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами.
«Здравствуй пальчик»
Цель: произнесение слогов синхронно с движениями пальцев.
/ ход игры:Большим пальцем здороваются со всеми остальными пальчиками и произносят слог.
«Ракета»
Цель: автоматизация звука.
Ход игры: Игра проводится с одним ребенком, а можно группой. Упражнения выполняются стоя с действием рук и сопровождается слогами на автоматизируемый звук.
Речевые игры для детей дошкольного возраста можно применять педагогам в ходе детсадовских занятий, а так же родителям дома.